Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Концепция Дата создания: 21/05/2021 01:11:03 Публичное обсуждение до: 04/06/2021 Дата запуска онлайн-обсуждения: 08/10/2021 09:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 08/10/2021 10:00:00
- 4
- Агентство РК по финансовому мониторингу
- 1 0
- 2068
- 2
- 0
Комментарий
НҰРБЕРГЕН ДИАС
посмотреть текст 21/05 - 17:18 /
понятие "национальные публичные должностные лица" возможно целесообразно расширить, дополнив их близких родственников, супругов, свойственников
Агентство РК по финансовому мониторингу 07/10 - 18:05
Здравствуйте! Благодарим за активную гражданскую позицию и за участие в рассмотрении данного законопроекта. Ваши предложения предусмотрены настоящим законопроектом.
НҰРБЕРГЕН ДИАС
посмотреть текст 21/05 - 17:14 /
понятие "национальные публичные должностные лица" возможно целесообразно расширить, включив также их близких родственников, супругов, свойственников.
Агентство РК по финансовому мониторингу 07/10 - 18:04
Здравствуйте! Благодарим за активную гражданскую позицию и за участие в рассмотрении данного законопроекта. Ваши предложения предусмотрены настоящим законопроектом.
 
ПРОЕКТ
Концепция
проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
1. Название законопроекта
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – проект Закона).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Необходимость разработки проекта Закона вызвана подготовкой ко второму раунду взаимной оценки Республики Казахстан Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), который наша страна должна пройти в 2021 году.
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег
(ФАТФ) является основным международным институтом, занимающимся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризму (ПОД/ФТ). Участниками глобальной сети ФАТФ являются все страны мира, за исключением Северной Кореи и Ирана.
Необходимо отметить, что выполнение Стандартов ФАТФ является обязательным для любой страны-члена Организации Объединенных Наций (ООН) в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН (СБ ООН) от 29 июля 2005 года № 1617.
Другим основанием для разработки проекта Закона является Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636, которым для измерения прогресса страны на пути вхождения в число 30-ти развитых стран мира определены ключевые национальные индикаторы и международные индексы, одним из которых является «своевременная разработка и эффективное применение правовых норм, направленных на обеспечение национальной безопасности, в особенности в части оперативного реагирования на вновь возникающие угрозы, в первую очередь в сфере противодействия терроризму и религиозному экстремизму».
Наряду с этим, Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, установлено, что «следует продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами. При этом в данной работе необходимо, прежде всего, руководствоваться внутренними потребностями и приоритетами в развитии страны».
Кроме того, отмечаем, что несоответствие национальной системы ПОД/ФТ Международным стандартам по ПОД/ФТ и финансированию распространения оружия массового уничтожения ФАТФ
(далее – Международные стандарты ФАТФ) влечет санкции экономического характера, применяемые к стране со стороны других стран-участников глобальной сети ФАТФ. Попадание под санкции является наиболее «опасным» для государств и касаются прежде всего, банковской сферы и сферы финансовых услуг.
Учитывая вышеуказанное, поправки в проекте Закона направлены на:
установление мер надлежащей проверки в отношении национальных публичных должностных лиц (ПДЛ) (Рекомендация 12 ФАТФ)
На сегодняшний день Республикой Казахстан не реализована Рекомендация 12 ФАТФ, согласно которой странам-участникам ООН необходимо установить на законодательном уровне контроль по операциям, осуществляемым ПДЛ независимо от принадлежности к стране.
К ПДЛ отнесены лица, которым доверены или были доверены политические функции, например, главы государств или правительств, политики, старшие правительственные, судебные или военные сотрудники, первые руководители государственных органов и ведомств, руководители квазигосударственного сектора и политических партий.
Исходя из сути указанных положений ФАТФ, Казахстану необходимо осуществлять финансовый мониторинг в отношении всех ПДЛ независимо от страновой принадлежности.
Вместе с тем, в законодательстве Республики Казахстан Рекомендация 12 ФАТФ реализована не в полной мере, а именно дополнительные меры по проведению надлежащей проверки клиентов (далее – НПК) установлены только в отношении иностранных ПДЛ, что является серьезным недостатком с точки зрения соответствия международным стандартам.
В этой связи, необходимо определить перечень национальных ПДЛ, в отношении которых будут применяться дополнительные меры НПК;
отнесение лиц, осуществляющих выпуск (оборот) цифровых активов, к субъектам финансового мониторинга (далее – СФМ)
Согласно Рекомендации 15 ФАТФ для управления рисками, возникающими в результате деятельности, связанной с виртуальными активами, и операциями, осуществляемыми провайдерами услуг в сфере виртуальных активов (далее – ПУВА) и их минимизации, страны должны обеспечить регулирование указанной деятельности в целях ПОД/ФТ.
ПУВА определяется как любое физическое или юридическое лицо, которое не охвачено в Рекомендациях ФАТФ, и осуществляет в качестве предпринимательской деятельности один или более из следующих видов деятельности или операций для или от имени другого физического или юридического лица:
1) обмен между виртуальными активами и фиатными валютами;
2) обмен между одной или более формами виртуальных активов;
3) перевод виртуальных активов;
4) хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих осуществлять контроль над виртуальными активами;
5) предоставление финансовых услуг, связанных с предложением выпускающего лица и/или продажей виртуальных активов и участие в таком предоставлении.
Виртуальный актив определяется как цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и быть использовано для целей платежа или инвестиций. Виртуальный актив не включает в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов.
В Казахстане на настоящий момент выпуск цифровых активов разрешен только на территории Международного финансового центра «Астана».
В этой связи, для реализации Рекомендации 15 ФАТФ предлагается внести в ряд законодательных актов соответствующие поправки, предусматривающие отнесение к СФМ лиц, осуществляющих выпуск (оборот) цифровых активов, и установление запрета на владение цифровыми активами лицам, привлеченным к уголовной ответственности;
предоставление доступа к сведениям по бенефициарному владельцу
В соответствии с Рекомендациями 24 и 25 ФАТФ страны должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы (правоохранительные и специальные государственные органы Республики Казахстан и Комитет по финансовому мониторингу).
Термин бенефициарный собственник, согласно указанным Рекомендациям ФАТФ, относится к физическому лицу (лицам), которое, в конечном итоге, владеет(-ют) правами собственности или контролирует(-ют) клиента и/или физическое лицо, от имени которого совершается сделка, а также лица, которые в конечном итоге осуществляют контроль юридического лица или образования.
Согласно принципам ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещения прибыли юрисдикция должна обеспечить информацию о собственности компаний, включая информацию о законных владельцах (косвенных и прямых) и доступ к ней для всех компетентных органов.
Тем самым, перед странами стоит задача по облегчению доступа к информации о бенефициарной собственности и контроле финансовых учреждений, а также возможность принять Республикой Казахстан эффективные меры для обеспечения политики ПОД/ФТ.
В настоящее время в Казахстане имеется Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, включающий в себя все данные, установленные ФАТФ, доступ к которому повысит прозрачность финансовой системы страны.
С учетом изложенного в целях реализации Рекомендаций 24 и 25 ФАТФ предлагается законодательно закрепить за юридическими лицами предоставление компетентным органам и СФМ полной, достоверной и актуальной информации о бенефициарной собственности, ведение реестра бенефициарной собственности клиентов, обеспечить доступ компетентным органам и СФМ к Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров.
Кроме того, законопроектом предусматривается ряд поправок, направленных на оптимизацию деятельности подразделения финансовой разведки Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу с учетом применения риск-ориентированного подхода стран, успешно прошедших Взаимную оценку.
Таким образом, установленные виды операций и их пороговые значения, подлежащие финансовому мониторингу, определяются результатом изучения выявленных рисков ОД/ФТ в стране.
В связи, с чем предлагается, определять операций с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащих финансовому мониторингу и их пороговые значения нормативными документами уполномоченного органа по согласованию с заинтересованными органами и по результатам оценки рисков.
Наряду с этим, законопроектом предлагается оптимизировать деятельность подразделения финансовой разведки, в том числе с учетом применения риск-ориентированного подхода стран, успешно прошедших Взаимную оценку.
3. Цели принятия законопроекта
Целью принятия Закона является:
совершенствование законодательства о ПОД/ФТ;
совершенствование системы обеспечения национальной безопасности;
соответствие законодательства Республики Казахстана Международным стандартам ФАТФ.
4. Предмет регулирования законопроекта
Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере ПОД/ФТ.
5. Структура и содержание законопроекта
Проект Закона состоит из двух статей.
Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в:
Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223 «О национальных реестрах идентификационных номеров»;
Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года № 191-IV «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» и другие.
Статья 2 определяет порядок введения Закона в действие.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере
По итогам мониторинга выявлен правовой пробел, требующий приведения в соответствие с Международными стандартами ФАТФ.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона
Принятие проекта Закона предусматривает приведение законодательства Республики Казахстан в соответствие с Международным стандартом ФАТФ.
Принятие законопроекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения повышения прозрачности национальной финансовой системы на основе международный стандартов, так и с позиции минимизации вовлечения преступных доходов в реальный сектор экономики.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона
Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях».
9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами
Не регламентируется.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта
По Рекомендации 12 ФАТФ
Требования Рекомендации 12 ФАТФ реализованы в полной мере Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Туркменистан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой и Индией.
Российская Федерация
ПДЛ согласно законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») являются должностные лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией (далее – НПДЛ России), перечень которых определяется Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 32).
В случаях, если к НПДЛ России присвоена высокая степень (уровень) риска совершения операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, к финансовым операциям такого клиента СФМ обязаны:
1) принимать на обслуживание ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;
2) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества ПДЛ;
3) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании ПДЛ;
4) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ПДЛ, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц.
Республика Беларусь
В Республике Беларусь (Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения») СФМ применяют аналогичные меры в отношении лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь.
При этом порядок формирования списка лиц, отнесенных к ПДЛ, и доведения информации об этих лицах до сведения органа финансового мониторинга и лиц, осуществляющих финансовые операции, а также порядок работы с указанной информацией устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Кыргызская Республика
Кыргызская Республика также применяет схожую практику, вместе с тем, перечень ПДЛ не ограничивается государственными служащими, так, согласно понятийному аппарату, предусмотренному в Законе Кыргызской Республике
от 6 августа 2018 года №87 «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» национальное ПДЛ – лицо, занимающее или занимавшее политическую и специальную государственную должность или политическую муниципальную должность в Кыргызской Республике, предусмотренную Реестром государственных и муниципальных должностей Кыргызской Республики, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики, а также высшее руководство государственных корпораций, видные политические деятели, в том числе видные деятели политических партий, к которым в рамках надлежащей проверки применяются дополнительные меры, соответствующие рекомендациям ФАТФ.
По Рекомендации 15 ФАТФ
Требования данной рекомендации реализованы в Украине, путём определения понятия и правового статуса виртуального актива, вопросов прав собственности и осуществления сделок с такими активами, в том числе порядок прохождения государственной регистраций (Государственный реестр поставщиков виртуальных активов) и предоставления отчетов о своей деятельности в компетентные органы, а также установления возможности открывать и использовать для проведения операций с виртуальными активами счета в банках. При этом виртуальные активы не являются средством платежа.
По Рекомендации 24-25 ФАТФ
Требования указанных Рекомендации в странах реализованы по-разному.
В Российской Федерации выявление, хранение сведений о своих бенефициарных собственниках (прямых и косвенных) и представление ее по запросу компетентных органов возложено на компаний, за исключением организаций, в которых ведение реестра участников организации осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим соответствующую лицензию.
В Великобритании, Италии, Германии предусмотрен единый реестр, который формируется государственным органом, на основании сведений коммерческих организации о своих бенефициарных владельцах (прямых и косвенных).
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.