Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле»
Краткое содержание:Статус: Архив
Версия проекта: Версия 1
Тип НПА: Концепция Дата создания: 30/06/2016 00:00:00 Публичное обсуждение до: 14/07/2016 Дата запуска онлайн-обсуждения: 15/07/2016 18:00:00 Дата окончания онлайн-обсуждения: 17/07/2016 18:00:00
- 0
- Национальный банк РК
- 0 0
- 912
- 0
- 0
1. Наименование концепции
Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле»
2. Название законопроекта
«О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – законопроект)
3. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Разработка концепции законопроекта осуществлена в рамках Послания Президента Республики Казахстан Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года и Концептуального плана законотворческой работы на 2016-2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан).
До 2020 года ожидается завершение переходного периода после вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), что предполагает необходимость подготовки законодательной базы в сфере валютного регулирования для иностранных организаций, которые реализуют коммерческое присутствие на внутреннем рынке Казахстана посредством учреждения филиала или представительства. В частности, это требует адаптации валютного законодательства путем изменения подходов к определению резидентства.
Так, понятие резидентства для филиалов и представительств в валютном законодательстве не соответствует понятию резидентства в налоговом законодательстве Республики Казахстан, которое практически уравнивает такие филиалы и представительства с резидентами. В то время как действующее валютное законодательство предоставляет филиалам и представительствам иностранных юридических лиц, зарегистрированным в Казахстане, как нерезидентам более благоприятный режим функционирования по сравнению с юридическими лицами-резидентами. Не попадая под режимы валютного регулирования и валютный контроль, такие филиалы и представительства могут осуществлять операции с резидентами в иностранной валюте на территории Республики Казахстан, переводить средства за рубеж и обратно без раскрытия информации об осуществленных трансграничных переводах.
С точки зрения международных принципов статистики, зарегистрированные по законам республики филиалы и представительства иностранных юридических лиц, ведущие на территории республики деятельность, обеспечивающую получение дохода, исходя из принципа экономического интереса, также должны считаться резидентами.
Установленное Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) понятие резидентства используется также в банковском законодательстве и законодательстве по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Поэтому двойственный подход к иностранным филиалам и представительствам в законодательстве республики, в условиях ВТО и фактического отсутствия ограничений в допуске филиалов нерезидентских организаций ко всем сегментам внутреннего рынка, создает для филиалов иностранных организаций значимые конкурентные преимущества на рынке Казахстана. Это также затрудняет статистический учет и мониторинг за деятельностью таких субъектов и формирует условия для применения различных схем увода денежных потоков от контроля со стороны казахстанских регулирующих органов.
Кроме того, в связи с вступлением в ВТО Казахстаном приняты специфические обязательства по предоставлению доступа на рынок финансовых услуг филиалов иностранных банков и страховых организаций после переходного периода. Вместе с тем, поскольку по действующему валютному законодательству филиалы иностранных банков или страховых (перестраховочных) организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, признаются нерезидентами, операции резидентов с ними будут классифицироваться как валютные операции с соответствующим распространением требований валютного законодательства на такие операции (в том числе по режимам регистрации и уведомления). Указанное не отвечает требованиям ВТО по предоставлению равных условий иностранным поставщикам для оказания финансовых услуг на территории Казахстана.
Таким образом, в целях устранения двойственного подхода в законодательстве Республики Казахстан к филиалам и представительствам нерезидентов в Казахстане в данном законопроекте будет пересмотрено понятие «резидент». Как следствие, с учетом специфики деятельности филиалов и представительств нерезидентов в Республике Казахстан потребуется пересмотр действующих норм валютного законодательства в отношении режимов валютного регулирования: валютного мониторинга филиалов и представительств нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан, регистрации валютных операций и уведомления о валютных операциях.
Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является вопрос определения подходов к регулированию валютных правоотношений в рамках специальных экономических зон, создаваемых на территории Казахстана в целях привлечения международных инвестиций, инновационного развития и продвижения внешней торговли. Это, прежде всего, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»).
Так, в Конституционном законе Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана» прямо предусмотрено, что условия и порядок проведения валютных операций, связанных с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории Центра, устанавливаются Советом по управлению Центром и режимы валютного регулирования, установленные Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», не распространяются на валютные операции, проводимые участниками Центра на его территории.
Также, проектом Концепции к проекту Закона Республики Казахстан «Об особой экономической зоне – Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» предусматривается введение особого порядка валютного регулирования в части упрощения расчетов между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами по сделкам, заключаемым и исполняемым при их совершении на территории данного центра.
Вместе с тем, действующий Закон не содержит оговорок об исключениях норм и требований валютного законодательства для специальных экономических зон. Таким образом, возникла необходимость совершенствование валютного законодательства в части регулирования валютных операций, проводимых в специальных экономических зонах.
В связи с этим, законопроектом предполагается закрепление понятия «специальной зоны» для целей валютного законодательства и положений, предусматривающих особый порядок валютного регулирования на их территории.
Необходимость пересмотра подходов к установленным действующим законом режимам валютного регулирования не ограничивается их адаптацией к резидентскому статусу филиалов иностранных организаций и функционированию специальных международных зон.
Существующие режимы валютного регулирования - регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и о счетах в иностранных банках, требования экспортно-импортного валютного контроля – были определены в период реализации перехода к полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям в рамках либерализации валютного режима в Республике Казахстан. Приоритетной задачей валютного регулирования и валютного контроля стало создание информационной базы по валютным операциям и потокам капитала и ведение на основе этой базы аналитического мониторинга за валютными операциями.
Продолжающиеся с середины 2007 года кризисные явления на мировых финансовых и товарных рынках стали прочно ассоциироваться с международной мобильностью капитала. Трансграничные потоки капитала признаются ключевым элементом финансовой нестабильности – массивный приток капитала может привести к завышению обменного курса (или, как минимум, к его существенной переоценке, которая вносит существенные помехи в процесс управления экономикой), или способствовать росту ценовых пузырей в стоимости активов и усилить финансовую нестабильность и риск возникновения кризиса.
В контексте рисков, которые потоки капитала несут для экономической и финансовой стабильности, как в отдельных странах, так и в глобальном масштабе, актуальность вновь приобретают вопросы контроля движения капитала (capital control). В тоже время, согласно позиции Международного Валютного Фонда (далее – МВФ), представленной 2012 году, управление потоками капитала, направленное на лучшую абсорбцию потоков капитала и получение связанных с этим преимуществ, должно осуществляться посредством проведения сильной макроэкономической политики, углубления финансовых рынков, усиления финансового регулирования и надзора, и улучшения институциональной структуры. Таким образом, вопрос должен заключаться не столько в административном контроле движения капитала, сколько в четком понимании его природы (причин возникновения, каналов влияния), базирующемся на адекватной статистике и классификации трансграничных операций.
Финансовые и банковские кризисы последних лет способствуют усилению риска оттока капитала из страны либо в ненаблюдаемую экономику. Существующая сложная классификация валютных операций движения капитала требует от органов и агентов валютного контроля (Национальный Банк Республики Казахстан и банки второго уровня) индивидуального подхода к каждому валютному договору. С учетом постоянного роста объемов и расширения спектра трансграничных операций, размывания разграничения между текущими операциями и операциями движения капитала, такой подход не позволяет обеспечить полноценный охват всех видов трансграничных операций и замедляет процедуры осуществления контроля агентами валютного контроля.
В связи с этим, целесообразно оптимизировать режимы валютного регулирования посредством более полного охвата валютных операций за счет включения в статистический мониторинг всех крупных трансграничных платежей без разграничения на текущие и капитальные операции с тем, чтобы классификация операций по видам и категориям для целей регуляторного анализа осуществлялась не агентами валютного контроля, а органом валютного регулирования. Пороговое значение для определения крупных платежей, на которые будут распространяться требования статического мониторинга трансграничных операций, должно быть определено на уровне, позволяющем включить в охват только те текущие операции, которые с большой вероятностью могут включать гибридные элементы в виде инвестиционных обязательств и других видов операций движения капитала.
С учетом развития и расширения сферы конверсионных операций с иностранной валютой актуальным вопросом является адаптация к новым условиям регулирования деятельности организованного рынка обмена валют.
Обменные операции, связанные с оборотом наличных денежных средств, являются одним из элементов финансовой системы с высокой степенью риска. Это определяет повышение требований к прозрачности деятельности работающих с населением обменных пунктов банковских и небанковских организаций (уполномоченных организаций).
В целях принятия мер по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, связанной, в том числе с ажиотажным спросом на наличную иностранную валюту, начиная с 2008 года повышались требования к деятельности уполномоченных организаций в части требований к минимальному размеру уставного капитала, оборудования и технической укрепленности помещений небанковских обменных пунктов наравне с банковскими, автоматизации ведения учета проводимых обменных операций, а также был изменен порядок регулирования деятельности уполномоченных организаций.
Небанковские обменные пункты занимали и по-прежнему занимают значительный сегмент рынка наличной иностранной валюты – около 34% в 2009-2010 годах, около 30% в настоящее время. В отдельных приграничных регионах (Южно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Жамбылская области) почти половина от общего количества обменных пунктов принадлежат уполномоченным организациям. При этом, несмотря на повышение требований к их деятельности, количество обменных пунктов небанковских организаций, начиная с 2013 года, увеличивалось.
Вместе с тем, согласно информации, представленной Министерством финансов Республики Казахстан, в 2012-2014 годах около 50% уполномоченных организаций, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валюта, заявили об отсутствии налогооблагаемого дохода.
Учитывая вышеизложенное, увеличение количества обменных пунктов уполномоченных организаций при отсутствии у них налогооблагаемого дохода наталкивает на мысль о недостаточной транспарентности их деятельности.
Современные тенденции диктуют необходимость повышения прозрачности деятельности небанковских обменных пунктов, работающих исключительно с наличными деньгами, путем усиления требований к ним, приближенных к банковским, в том числе по их учреждению.
Такие меры позволят обеспечить внедрение эффективной системы регулирования и контроля деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой, при которой субъекты будут способны выполнять все требования регулятора на должном уровне.
Кроме того, в условиях дефицита инвестиционных инструментов в Казахстане растет интерес к валютному рынку FOREX как у институциональных, так и у частных инвесторов. Вместе с тем, деятельность форекс-компаний на внутреннем валютном рынке Казахстана не урегулирована. В контексте регулирования деятельности на организованном рынке валют целесообразно предусмотреть, что доступ к этому рынку будет обеспечен для форекс-компаний, которые будут являться субъектами финансового рынка Республики Казахстан и которые будут в определенной степени подотчетны регулятору финансового рынка (такой подход применяется в Российской Федерации и Республике Беларусь).
С введением в действие Закона Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 466-IV «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег» в Казахстане была создана правовая основа выпуска и использования электронных денег при осуществлении платежей и иных финансовых операций.
В настоящее время данный сегмент рынка платежных услуг динамично развивается. Так, объем операций, проведенных с использованием электронных денег казахстанских эмитентов, увеличился с 4,9 млрд. тенге в 2013 году до 44,5 млрд. тенге в 2015 году (рост более чем в 9 раз).
Казахстанскими потребителями активно приобретаются зарубежные товары и услуги, стоимость которых оплачивается помимо традиционных способов платежей (перечисление денежных средств с платежных карт, с банковских счетов, оплата наложенным платежом через почту), также и при помощи перечисления электронных денег, в том числе выпускаемых иностранными эмитентами.
При этом в целях формирования информационной базы по валютным операциям и трансграничным потокам капитала необходимо совершенствование подходов оценки объемов валютных операций с использованием электронных денег с тем, чтобы наиболее полно охватить и оценить как реальные, так и виртуальные потоки капитала.
Таким образом, предполагается разработка законопроекта по следующим направлениям:
1) в целях совершенствования понятийного аппарата предполагается пересмотреть понятия, установленные действующим Законом с учетом интеграционных процессов, и закрепить новые понятия, возникающие с развитием специальных экономических зон, что затронет статью 1 действующего Закона;
2) по вопросам регулирования конверсионных операций и деятельности организованного рынка обмена валюты в законопроекте предполагается:
- закрепить нормы по полномочиям Национального Банка в части регулирования рынка безналичных конверсионных операций и определения порядка проведения конверсионных операций, что затронет статью 17 действующего Закона;
- пересмотреть требования к порядку функционирования уполномоченных организаций, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валютой (небанковских обменных пунктов), путем внедрения систем управления рисками, приближенных к банковским, и представления соответствующих сведений в Национальный Банк, что возможно потребует изменения статей 6 и 9 действующего Закона;
3) по вопросам формирования информационной базы по валютным операциям и потокам капитала в законопроекте предполагается:
- оптимизировать нормы в отношении режимов валютного регулирования и валютного мониторинга в части классификации валютных операций и организации статистического мониторинга валютных операций, что потребует упразднение статьи 11 и пересмотр статьей 7, 8, 20, 21, 22, 23 и 24 действующего Закона;
- определить порядок получения информации по трансграничным потокам электронных денежных средств, что потребует разработки новой статьи.
Кроме того, с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Республики Казахстан, предполагается уточнить вопросы обращения валютных ценностей на территории Республики Казахстан (статья 16 Закона), перечень разрешенных между резидентами валютных операций (статья 13 Закона), определить порядок открытия счетов резидентами в иностранных банках с учетом поэтапного введения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц (статья 25 Закона), а также вопросы осуществления валютного контроля (статьи 12, 27, 28 и 29 Закона).
В соответствии с пунктом 9 статьи 26 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» при внесении изменений и (или) дополнений в текст нормативного правового акта в объеме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция. При оформлении проектов законов в новой редакции единицей определения объема является статья.
Учитывая объем предполагаемых к обновлению действующих норм валютного регулирования и валютного контроля, существует необходимость в разработке нового закона и признание утратившим силу действующего Закона.
Одновременно в целях обеспечения реализации норм законопроекта предполагается разработка сопутствующего законопроекта и соответствующих подзаконных актов Национального Банка по вопросам валютного регулирования и валютного контроля.
4. Цели принятия законопроекта
Законопроект разрабатывается в целях совершенствования правового механизма, обеспечивающего регулирование отношений, возникающих в сфере валютного регулирования и валютного контроля, а также эффективного решения актуальных вопросов посредством устранения правовых пробелов в валютном законодательстве с учетом мировой практики.
5. Предмет регулирования законопроекта
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающих при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, а также деятельность органов и агентов валютного контроля по реализации мер валютного регулирования и валютного контроля.
6. Структура законопроекта
Предполагается, что законопроект будет состоять из следующих разделов:
1. Общие положения;
2. Основные принципы осуществления валютных операций;
3. Валютное регулирование;
4. Репатриация национальной и иностранной валюты;
5. Валютный контроль;
6. Специальные защитные меры;
7. Заключительные положения.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия, в случае принятия законопроекта
Принятие законопроекта направлено на совершенствование механизмов валютного регулирования и валютного контроля в новых экономических условиях, а также создание необходимых законодательно-правовых основ для регулирования валютных правоотношений с учетом достигнутого уровня интеграции Казахстана в мировую экономику.
В качестве правовых последствий принятия законопроекта следует выделить реализацию в законодательстве Республики Казахстан комплексного подхода к механизмам валютного регулирования и валютного контроля, а также устранение правовых пробелов в регулировании валютных правоотношений, возникших в условиях динамично развивающихся рынков.
С точки зрения социально-экономических последствий от принятия законопроекта ожидается:
- совершенствование статистического мониторинга трансграничного движения валютных средств, что позволит улучшить информационную аналитическую базу для принятия мер государственного регулирования;
- оптимизация основных процедур режимов валютного регулирования, способствующая снижению административных издержек для бизнеса;
- сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Республики Казахстан и минимизация рисков безналичных и наличных конверсионных операций, реализующихся как в предпринимательской деятельности и операциях населения, так и на макроэкономическом уровне.
Принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых, социально-экономических последствий и должно привести к решению задачи по совершенствованию валютного регулирования и валютного контроля.
8. Необходимость одновременного (последующего) проведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом
С принятием законопроекта потребуется признание утратившим силу действующего Закона.
В целях реализации норм законопроекта предусматривается одновременно внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1) Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;
2) Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
3) Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года;
4) Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»;
5) Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;
6) Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»;
7) Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг»;
8) Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года «Об инвестиционных фондах»;
9) Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
10) Закон Республики Казахстан от 14 января 2016 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
9. Регламентированность предмета законопроекта иными словами НПА (список НПА)
Отношения, рассматриваемые в рамках законопроекта, частично регламентированы Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года, Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года, Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле», Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
10. Наличие зарубежного опыта
Разработка концепции проводилась с учетом международного опыта.
В мировой практике валютное регулирование, распространяемое на нерезидентов на территории данного государства или резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, обычно используется для стабилизации функционирования экономики и предотвращения событий, связанных с резким притоком и оттоком капитала, в качестве административного источника информации для статистики внешнего сектора.
В валютном законодательстве различных стран категория субъектов, рассматриваемых в качестве резидентов, не идентична. В Японии, Корее, Израиле, а также в странах Евросоюза филиалы и представительства, местные и другие отделения с местом нахождения на территории данных стран компаний-нерезидентов, независимо от наличия юридических полномочий представительства, являются резидентами. Филиалы и представительства за рубежом компаний-резидентов рассматриваются в качестве нерезидентов.
Среди стран ЕЭАС законодательство Кыргызской Республики признает филиалы и представительства иностранных юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, с местонахождением в Кыргызской Республики, резидентами. Указанное обусловлено тем, что Кыргызская Республика является членом ВТО, допускающим открытие филиалов иностранных банков на своей территории.
Таким образом, с учетом вступления Казахстана в ВТО и принятия обязательства по предоставлению доступа на рынок финансовых услуг филиалов иностранных банков и страховых организаций после переходного периода опыт вышеприведенных стран применим и для Казахстана.
Терминология «специальных экономических зон» (далее - СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов, в том числе путем упрощения режима валютных расчетов, стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.
Так, в действующем законодательстве Турции, свободные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон не действуют.
В Армении свободно конвертируемая валюта разрешена при торговле на территории СЭЗ, в отличие от остальной территории Республики Армения, где торговля разрешена только в национальной валюте.
В Белоруссии резидентам СЭЗ, помимо прочих льгот, предоставляется право свободного распоряжения валютной выручкой.
Установка особого режима внешнеэкономической деятельности (таможенного, валютного, налогового и другие) для СЭЗ на территории Республики Узбекистан закреплена как в Законе «О свободных экономических зонах», так и в Законе «О внешнеэкономической деятельности».
Учитывая вышеизложенное, совершенствование валютного законодательства Республики Казахстан в части регулирования валютных операций, проводимых в специальных экономических зонах, будет осуществлено с учетом вышеприведенного опыта стран, а также целей создания отдельно взятых специальных зон на территории Казахстана.
Исторически трансграничное движение капитала в основном происходило среди стран с развитой экономикой, но для последних лет характерен быстрый рост объемов и мобильности капитала на формирующихся рынках и в развивающихся экономиках.
Приток капитала в развивающиеся рынки и мобильность капитала в целом позволяют странам с относительно низким уровнем сбережений привлекать средства для продуктивных инвестиционных проектов, способствовать диверсификации инвестиционного риска, продвигать механизмы торгового финансирования и стимулировать развитие финансовых рынков. С этой точки зрения, выгода от свободного движения капитала идентична выгоде от свободной торговли, а введение ограничений на мобильность капитала означает, как минимум, снижение эффекта от таких преимуществ, ведя к различного рода дисбалансам и неправильному распределению ресурсов.
В частности, в Бразилии в отношении инвестиций за рубеж ограничения для резидентов (как физических, так юридических лиц) отсутствуют, при документальном подтверждении законности, целевого назначения и ответственности по сделке.
По трансграничным потокам капитала Центральным банком Бразилии установлен порядок уведомительного характера. Так, хотя в соответствии с действующим законодательством Бразилии в отношении всех иностранных инвестиций, вне зависимости от их формы, требуется регистрация в Центральном Банке Бразилии, данная регистрация носит исключительно декларативный характер. При этом регистрация должна быть произведена в течение 30 дней со дня возникновения события, которое вызвало необходимость регистрации.
Иностранный капитал регистрируется в специальных модулях исходя из его классификации: прямые инвестиции, финансовые операции (займы, коммерческие кредиты, техническая помощь, контракты роялти) и портфельные инвестиции. Гарантии, предоставленные иностранными компаниями по внутренним обязательствам, также подлежат регистрации.
Необходимо отметить, что нерезидент, желающий инвестировать в экономику Бразилии, регистрирует валютный договор через свое представительство в Бразилии совместно с компанией, получающей инвестиции.
При получении финансовых займов либо коммерческих кредитов обязанность по регистрации распространяется на заемщика, либо на финансовое учреждение от имени заемщика.
В соответствии с резолюцией Национального валютного совета Бразилии (the National Monetary Council, CMN) №3,854(2010), резидентам (как физическим, так юридическим лицам) необходимо ежегодно представлять информацию в Центральный банк Бразилии по иностранной валюте, активам или требованиям любого характера за пределами территории Бразилии, по суммам свыше 100 тыс. долларов США. При превышении зарубежных активов суммы в 100 млн. долларов США, информация должна предоставляться на ежеквартальной основе.
Валютные операции оформляются по форме, разработанной Центральным банком Бразилии, в виде валютного контракта. Данный контракт должен быть внесен в информационную систему (Sisbacen) в целях идентификации клиента, сделки, размера сделки и прочей связанной с ней информацией. При сумме валютной операции менее 10 тыс. долларов США необходимо просто уведомление Центрального банка Бразилии о данной сделке.
В отношении требований репатриации, в Бразилии экспортеры могут хранить 100% доходов от экспорта за рубежом.
В Южной Корее в отношении трансграничных потоков капитала также действует уведомительный порядок. В частности, информация по некоторым операциям должна быть доведена до сведения Министерства стратегии и финансов Кореи, Центрального Банка Кореи или банка – валютного агента (a designated foreign exchange bank).
Банки в Южной Корее наделены функциями агентов контроля. По иностранным инвестициям требуется предварительное уведомление в форме заявки. По сути, данное уведомление является в какой-то мере формальностью, и запрос обрабатывается банками-агентами в кратчайшие сроки (до 3-х часов). Заявка может быть отклонена на основании конкретных угроз национальной безопасности, общественного порядка и нравственности, безопасности международных обязательств, здоровью, экологии и т.д.
В Южной Корее придерживаются достаточно либерального режима совершения валютных операций по капитальным счетам, тем не менее, существует ряд мер по сдерживанию оттока капитала из страны, борьбе с отмыванием денег и т.д.
Так, к примеру, требуется уведомление Центрального Банка Кореи при предоставлении резидентами коммерческих кредитов нерезидентам, за исключением кредитов в национальной валюте на сумму менее 1 млн. корейских вон. В то же время при получении резидентами коммерческих и/или финансовых кредитов от нерезидентов требуется уведомление банка –агента при сумме операции до 30 млн. корейских вон, Министерства стратегии и финансов Кореи – при сумме свыше 30 млн. корейских вон.
Кроме того, существуют ограничения по прямым инвестициям нерезидентов в экономику Кореи, в том числе по 3-м индустриальным отраслям установлен полный запрет на инвестирование иностранного капитала (атомная электроэнергетика, теле- и радиовещание).
Наиболее либеральный правовой режим в отношении иностранных инвестиций среди стран ОЭСР установлен в Турции. Отсутствие общих (как де-юре, так и де-факто) ограничений в отношении иностранной собственности, а также отсутствие мер контроля, дискриминирующих доступ к рынкам капитала, создает дружественную среду для иностранного присутствия.
Следует отметить, что в Турции не применяется режим уведомления или предварительного одобрения иностранных инвестиций. Тем не менее, существуют регулирующие и надзорные органы, созданные в целях регулирования, контроля и отслеживания правомерности деятельности на различных рынках. Механизмы контроля призваны поддерживать принципы честной конкуренции и экономической выгоды.
В соответствии с Декретом № 32 «О защите стоимости турецкой валюты», отсутствуют ограничения на покупку и продажу внутренних ценных бумаг и других инструментов нерезидентами и иностранных ценных бумаг резидентами. При этом по ценным бумагам и производным финансовым инструментам, выпущенным как резидентами, так и нерезидентами, Советом по рынкам капитала (Capital Markets Board, CMB) должен быть утверждён проспект выпуска ценных бумаг. Все операции с ценными бумагами, а также все связанные с этим переводы, должны осуществляться через банки и уполномоченные посреднические учреждения.
С точки зрения оптимизации норм в отношении режимов валютного регулирования и организации статистического мониторинга валютных операций при внедрении опыта зарубежных стран необходимо учесть сложившуюся на данный момент ситуацию в Казахстане, а также цели и потребности дальнейшего совершенствования валютного законодательства. В этой связи, особый интерес представляет практика Бразилии и Южной Кореи в части уведомления резидентами либо банками органов валютного регулирования и валютного контроля обо всех трансграничных потоках капитала свыше определенного порога и на основе полученных сведений создание информационной базы о валютных операциях.
Основным принципом рынка Forex является свободная конвертация валюты, который предполагает отсутствие ограничений государства по направлениям, ценам и объемам валютообменных сделок. Тем не менее, в развитых странах мира существуют регуляторные требования к участникам рынка Forex, которые регламентируют правоотношения между клиентами и посредниками.
Наиболее ярким примером регулирования деятельности Forex брокеров является США с достаточно жёстким подходом в регулировании. При этом несмотря на достаточно либеральное валютное законодательство в США, все финансовые институты, в том числе Forex брокеры, осуществляют контроль за движением денежных средств с целью недопущения отмывания денег или финансирования террористических организаций. Так, в соответствии с законом о банковской тайне (Bank Secrecy Act of 1970) Forex брокеры выступают в качестве агентов по контролю и предотвращению отмывания денежных средств, которые отслеживают и извещают Минфин США обо всех операциях, связанных с вкладами на счета или изъятиями со счетов сумм, превышающих 10 тыс. долл.
В отношении регулирования рынка Forex на постсоветском пространстве первые шаги по созданию правового поля в отношении деятельности на международном валютном рынке сделаны Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
С отнесением форекс-дилеров в России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг были легализованы правоотношения по осуществлению расчетов в иностранной валюте между форекс-дилерами – резидентами и клиентами – резидентами России. Так, в соответствии с валютным законодательством России валютные операции между резидентами разрешены в случае осуществления операций, связанных с исполнением и/или прекращением договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг. При этом деятельность форекс-дилера не связана с куплей-продажей иностранной валюты, что предполагает проведение форекс-дилером конверсионных операций и операций по купле-продаже иностранной валюты через уполномоченные банки.
В Республике Беларусь регулирование деятельности на рынке Forex более либеральное. С позиции валютного регулирования, для физических и юридических лиц закреплено право инициирования операций на рынке Forex. Кроме того, необходимо отметить, что соответствии с действующими требованиями валютного законодательства запрещено использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами. Вместе с тем, форекс-компании, банки и небанковские кредитно-финансовые организации наделены правом использования иностранной валюты в расчетах с клиентами, Национальным форекс-центром и внешними контрагентами-резидентами (в целях управления рисками). Еще одной особенностью регулирования форекс-компаний в Республике Беларусь является предоставление права купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, помимо банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, также и форекс-компаниям в целях управления рисками, а также для внесения денежных средств в гарантийный фонд. Кроме того, форекс-компании могут открывать без разрешения Национального Банка Республики Беларусь счета в банках-нерезидентах и совершать валютообменные операции на внешнем валютном рынке.
Несмотря на неоспоримую важность применения международного опыта, внедрение в чистом виде опыта зарубежных стран в законодательной практике Республики Казахстан не применимо. Так, в текущих условиях развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан предпочтительнее внедрение отдельных норм, применяемых в России и Республике Беларусь.
В современном мире одной из актуальных задач в сфере денежного обращения является оптимизация электронного денежного оборота. В настоящее время все большую популярность приобретают электронные деньги, в том числе за счет высоких темпов развития электронной торговли.
В странах Европейского союза определенные ограничения по трансграничным потокам денежных средств, в том числе с использованием электронных денег, реализуются через требования по ПОД/ФТ, в частности через установление обязательств по мониторингу и обнаружению подозрительных операций. Для эмитентов и провайдеров электронных денежных средств установлена обязанность строго соблюдать требования ПОД/ФТ. Так, например, запрещается проведение платежей свыше определенной порога между физическими лицами с использованием электронных денег без надлежащей проверки клиентов (customer due diligence measures), если они используются на иные чем покупка товаров или услуг цели.
В Казахстане, России и ряде других странах постсоветского пространства правовая основа выпуска и использования электронных денег была создана недавно.
В соответствии с требованиями российского законодательства эмитентами электронных денег в России выступают только кредитные организации (банки или небанковские кредитные организации), имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве оператора электронных денег и денежных переводов без открытия банковского счёта. При этом единым надзорным органом для операторов электронных денег является Центральный банк Российской Федерации.
В части валютного регулирования электронные деньги не являются объектом валютных операций, а электронные деньги, номинированные в иностранной валюте, не отнесены к валютным ценностям. Тем не менее, Законом Российской Федерации «О национальной платежной системе» установлено, что требования валютного законодательства распространяются на:
- переводы электронных денежных средств в иностранной валюте между резидентами;
- переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами;
- переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации между нерезидентами Российской Федерации.
11. Предполагаемые финансовые затраты
Реализация данного законопроекта не потребует финансовых затрат из государственного бюджета.