Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии и культуры»

Краткое содержание: О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам кинематографии и культуры
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 18/06/2021
Публичное обсуждение до: 02/07/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 07/07/2021 17:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 07/07/2021 18:30:00
Приложенные документы:

КОНЦЕПЦИЯ

к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии и культуры»

1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии и культуры» (далее – проект Закона).

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Настоящая Концепция разработана в целях совершенствования правовых условий для развития:

  • кинематографии (во исполнение поручения Главы государства от 3 ноября                        2020 года № ЖТ-Ұж.-12691,1, Концепция культурной политики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 (далее – Концепция культурной политики), и постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1045 «Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы»);

- культуры (во исполнение предписания Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета «Об итогах государственного аудита реализации отдельных бюджетных программ, а также управления активами организации Министерства культуры и спорта Республики Казахстан» от 27 декабря 2019 года № 32-1-Н (далее – предписание Счетного комитета).

2.1 Касательно Закона «О кинематографии»

С учетом обозначенных задач, предусмотренных в программе                 «Рухани жаңғыру», Концепции культурной политики и Законом Республики Казахстан «О кинематографии» разработка проекта Закона обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в области кинематографии в части:

  1. законодательного урегулирования механизма создания национальной кинокомиссии и ее функционирования;
  2. систематизации и законодательной регламентации сохранения и развития материально-технической базы сферы кинематографии;
  3. участия национальных фильмов в международных кинофестивалях, проведения дней кино и иных мероприятий, направленных на продвижение национальных фильмов за рубежом;
  4. регламентации развития международных связей в сфере кинематографии, представительства в международных организациях кинематографии, комиссиях, участия и представления киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях;
  5. уменьшения порогового размера субсидирования в сфере кинематографии;
  6. обязательного дубляжа на государственный язык детских анимационных фильмов и фильмов для семейного просмотра прошедших отбор экспертного совета при некоммерческом акционерном обществе «Государственный центр поддержки национального кино» (далее – Центр кино) и рекомендованных межведомственной комиссией по вопросам государственной финансовой поддержки национальных фильмов;
  7. улучшение условий деятельности акционерного общества «Казахфильм» имени Шакена Айманова», как самой крупной киностудии в Центральной Азии, а также другие вопросы касательно производства, финансирования, проката, дистрибуции отечественных и ввозимых фильмов на территорию Казахстана;
  8. внесения соответствующих поправок в понятийный аппарат.

В нынешних условиях сфера киноиндустрии становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной средой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды киноискусства и кинопроизводства на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: фильмы, анимацию и другое.

В целях эффективной реализации государственной политики в сфере кинематографии возникает необходимость внесения ряда поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии.

Создание национальной кинокомиссии

Организационно-правовая форма

В мировой практике национальные кинокомиссии формируются и функционируют при непосредственной поддержке государства. Однако в действующем законодательстве Республики Казахстан в области кинематографии деятельность кинокомиссий не регламентируется.

Национальная кинокомиссия будет создана на базе Центра кино в форме консультативно-совещательного органа.

Национальная кинокомиссия

На сегодняшний день институт кинокомиссий функционирует более чем в 100 государствах мира, основной задачей которых является развитие национальной киноиндустрии. 300 кинокомиссий из 40 стран являются членами Международной ассоциации кинокомиссий Association of the Film Commissioners International AFCI, куда в 2020 году вступил и Казахстан в лице Центра кино, которое является организацией со 100% участием государства, созданной в соответствии с Законом РК «О кинематографии», и это дало ему право регистрации в AFCI в качестве национальной кинокомиссии от Казахстана.

Таким образом, на первоначальном этапе Центр кино выступает в статусе Национальной кинокомиссии. В основе ее деятельности – продвижение Казахстана в качестве съемочной площадки, привлечение международного кинопроизводства.

Функции национальной кинокомиссии

В своей деятельности национальная кинокомиссия будет оказывать консультативные услуги в сфере кинематографии.

Роль национальной кинокомиссии

Национальная кинокомиссия сыграет важную роль в национальной экономике в целом, а именно будут способствовать развитию ко-продукции, повышению качества сопутствующих услуг, притоку иностранных инвестиций и увеличению туристического потока в страну.

В этой связи, организация деятельности национальной кинокомиссии в Казахстане является одной из основных задач развития отечественной киноиндустрии. Внедрение данной системы согласно международным стандартам, даст мультипликативный эффект на все отрасли экономики страны, ускорит как внутренний рост казахстанской отрасли кино, так и ее выход на мировой рынок.

Улучшение условий деятельности акционерного общества «Казахфильм» имени Шакена Айманова»

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О кинематографии» в настоящее время финансирование производства фильмов осуществляется через НАО «Государственный центр поддержки национального кино», который является единым оператором по предоставлению государственной финансовой поддержки для кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, и национальных фильмов.

Существующий порядок производства фильмов не позволяет                                АО «Казахфильм» осуществлять деятельность должным образом.

В этой связи, учитывая поручение Главы государства от 3 ноября                        2020 года № ЖТ-Ұж.-12691,1 предлагается данную проблему решить путем внесения в действующее законодательство в сфере кинематографии нормы, предусматривающей выделение прямого государственного финансирования кинопроектов через АО «Казахфильм» в объеме 50 % от общего финансирования производства фильмов из республиканского бюджета.

Только прямое финансирование позволит Казахфильму задавать стандарты производства отечественного кино, определять вектор культурного развития в сфере кино. Прямое финансирование позволит увеличить объемы производства, сохранить производство полного цикла, освоить наукоемкие технологии в сфере киноиндустрии. Достаточное финансирование и успешное развитие Казахфильма является одной из составляющих идеологической безопасности Казахстана.

В настоящее время во исполнение поручения Главы государства осуществляется работа по модернизации АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова» (далее – киностудия), в рамках которой предусмотрено приобретение кинопроизводственного оборудования и специализированного транспорта, а также реконструкция инженерных сетей, зданий и приобретение складов (ангаров) на территории киностудии.

Приобретение кинопроизводственного оборудования обеспечит беспрерывный кинотехнологический процесс, в том числе хранение, оцифровку, дубляж, тиражирование и т.д.

Вместе с тем, реконструкция зданий и приобретение складов даст возможность хранить сценическо-постановочные средства, приобретенные во время производства фильмов, которые можно также использовать в последующих новых кинопроектах.

В соответствии с Правилами финансирования и нормативов объемов финансирования производства кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами, утвержденными приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 140, одной из статей расходов является сценическо-постановочные средства (грим, костюм, реквизит, пиротехника). Во время производства осуществляются, пошив костюмов и изготовление реквизитов, которые после окончания производства фильмов должны быть переданы киностудии.

В этой связи, требуется решение на законодательном уровне вопроса о дальнейшем их хранении и использовании в последующих новых кинопроектах.

В частности, костюмы и реквизиты можно будет сдавать в аренду, а доходы могут быть использованы на производство новых кинопроектов, что также будет способствовать снижению нагрузки на государственный бюджет.

В соответствии с протоколом Республиканской бюджетной комиссии от 29 декабря 2020 года на реализацию Дорожной карты по модернизации киностудии предусмотрены средства в размере 10 358 632 тыс. тенге: на                   2021 год – 7 928 938 тыс. тенге; на 2022 год – 2 062 973 тыс. тенге; на 2023 год – 366 721 тыс. тенге.

В связи с чем, дополнительных средств на сохранение и развитие материально-технической базы сферы кинематографии не требуется.

Понятийный ряд

В целях обеспечения единой правоприменительной практики при реализации норм Закона Республики Казахстан «О кинематографии» возникла необходимость по включению соответствующих поправок в понятийный аппарат.

2.2 Касательно Закона «О культуре»

Согласно предписанию Счетного комитета, Министерству культуры и спорта Республики Казахстан (далее – Министерство) рекомендовано внести в нормативные правовые акты определение понятия «выдающийся деятель культуры и искусства».

На сегодняшний день действующим законодательством Республики Казахстан в области культуры определение понятия «выдающийся деятель культуры и искусства» не предусмотрено.

Министерством в 2020 году проводилась работа по включению вышеуказанного понятия в приказ Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан от 1 февраля 2006 года № 23/1 «Правила проведения социально-значимых и культурных мероприятий в Республике Казахстан и за рубежом».

В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» принятие нормативного правового акта уполномоченным органом допускается только в случаях, когда компетенция уполномоченного органа по принятию данного акта прямо предусмотрена законодательством Республики Казахстан.

В этой связи, в настоящее время возникла необходимость внесение дополнений в части компетенции Министерства по утверждению правил по проведению социально-значимых и культурных мероприятий в Республике Казахстан и за рубежом.

Также в целях исполнения предписания Счетного комитета планируется ввести понятие «выдающийся деятель культуры и искусства» в Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре» и соответствующие поправки по тексту Закона, связанные с указанным понятием, а также другие изменения, регулирующие отношения, связанные с деятельностью организации культуры и ее работников.

В этой связи, на сегодняшний день Министерством в рамках проекта Закона планируется внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре».

3. Цели принятия законопроекта.

Целью проекта Закона является совершенствование действующего законодательства и создание благоприятных условий для развития кинематографии в Республике Казахстан путем создания национальной кинокомиссии, привлечения иностранных инвесторов, представления киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях.

Проект Закона направлен на регламентирование организации и проведения социально-значимых и культурных мероприятий в Республики Казахстан и за рубежом, а также исполнение предписания Счетного комитета.

4. Предмет регулирования законопроекта.

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в сфере кинематографии и в области культуры.

5. Структура и содержание законопроекта. 

Структура законопроекта включает две статьи:

Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. Закон Республики Казахстан «О культуре»;
  2. Закон Республики Казахстан «О кинематографии».

Статьей 2 определяется порядок введения в действие закона.

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

По результатам проведенного правового мониторинга возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты в сфере кинематографии.

4 марта 2020 года Казахстан вступил в Международную ассоциацию кинокомиссий AFCI. Вступление в AFCI способствует позиционированию Казахстана на мировой карте киноиндустрии в качестве страны, где есть все необходимое для съемок крупных кинопроектов.

В связи с чем, необходимо на законодательном уровне закрепить понятие «Национальная кинокомиссия» и ее функции. Это послужит предпосылкой для развития и укрепления международных связей в сфере кинематографии.

Согласно статье 15 Закона РК «О кинематографии» субсидией в сфере кинематографии является вид бюджетной субсидии, предоставляемой на безвозмездной и безвозвратной основе иностранному юридическому лицу     (его филиалу и представительству), заключившему соглашение на предоставление субсидии в сфере кинематографии, предусматривающее предоставление инвестиций в размере не менее стотридцатитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на производство фильма (части, эпизода фильма) в Республике Казахстан.

Однако, установленный действующим законодательством Республики Казахстан размер субсидий в сфере кинематографии является завышенным, что создает в правоприменительной практике проблемы при реализации данной нормы.

Вместе с тем, уменьшение порогового размера инвестиций до тридцатитысячекратного размера месячного расчетного показателя для предоставления субсидий будет способствовать увеличению притока иностранных компаний в Казахстан для производства фильмов, что даст возможность для создания новых рабочих мест, которое будет способствовать снижению уровня безработицы и повышению качества жизни казахстанцев, так как согласно Правилам и условиям выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденным приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 июля 2019 года № 206, выплата субсидий осуществляется в случае, оказания, приобретения и выполнения гражданами Республики Казахстан и (или) юридическими лицами Республики Казахстан:

1)       услуг, связанных с производством фильма (части, эпизода фильма):

по найму актеров и съемочной группы;

по страхованию оборудования и членов съемочной группы;

по использованию транспорта, в том числе специального;

по аренде жилого помещения;

по аренде помещений;

по аренде животных;

2)       товаров, связанных с производством фильма (части, эпизода фильма):

оборудования, программное обеспечение, материалы для создания декораций, горюче-смазочные материалы;

костюмы, реквизиты, грим и пиротехника;

работ по созданию декораций, связанных с производством фильма (части, эпизода фильма).

Кроме того, как было ранее указано, в рамках проекта Закона во исполнение предписания Счетного комитета Министерством планируется ввести понятие «выдающийся деятель культуры и искусства» в Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года «О культуре».

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Принятие проекта Закона позволит повысить эффективность правового регулирования в области кинематографии и культуры.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта заключаются в повышении качества деятельности, направленной на реализацию государственной политики в области кинематографии и культуры.

Принятие законопроекта не предполагает негативных и иных нежелательных социально-экономических и правовых последствий.

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.

Требуется приведение в соответствие с проектом Закона следующих законодательных актов:

  1. Закон Республики Казахстан «О культуре»;
  2. Закон Республики Казахстан «О кинематографии».

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.

Предмет данного законопроекта регламентируется положениями Закона РК от 15 декабря 2006 года «О культуре» и Закона РК от 3 января 2019 года «О кинематографии».

10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.

Система возврата части затраченных средств инвесторам (путем предоставления субсидий или же рибейтов) и профессиональные услуги кинокомиссий, наряду с живописными ландшафтами и развитой инфраструктурой, являются основными составляющими успешного международного сотрудничества в кино, эффективным инструментом продвижения регионов как конкурентоспособных площадок для фильмов и сериалов.

Новая Зеландия по-прежнему остается успешным примером развития региональной отрасли кино, благодаря всемирно известной франшизе «Властелин колец», производство которой сегодня продолжает компания Amazon в формате сериала.

В России активно действуют около 10 региональных кинокомиссий. К примеру, Московская кинокомиссия была создана 2018 году по поручению Мэрии Москвы и к настоящему времени рассмотрела более 190 заявок от кинематографистов, оказала содействие в проведении съемок более 400 эпизодов фильмов и телепроектов, а также реализовала более 20 иностранных проектов на территории Москвы.

Согласно действующей редакции статьи 15 Закона РК                                                «О кинематографии», а также Правилам и условиям выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденным Министерством культуры и спорта РК, минимальный вклад инвестора должен составлять не менее 130 000 МРП            (≈ $ 850 000). Как показала правоприменительная практика, указанный порог является завышенной планкой для страны, которая малоизвестна в мировом кинобизнесе и пока не имеет успешного опыта реализации международных кинопроектов на своей территории.

К примеру, данный показатель по художественным фильмам в ряде преуспевающих стран существенно ниже: Грузия – от 250 000 $; ОАЭ – от 200 000 $; Франция – от 250 000 €; Мальта и Греция – от 100 000 €; Хорватия – от 250 000 €; Сербия – от 300 000 € и др. Но, а более высокая ставка (от 1 млн. $) достигнута в странах с многолетним опытом инвестиций и кинотуризма, таких как Новая Зеландия, Испания или Марокко.

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.