Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» по вопросам государственного контроля за использованием и охраной земель

Краткое содержание: «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 2    (  Версия 1  )
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 21/06/2021
Публичное обсуждение до: 07/07/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 07/07/2021 09:45:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 07/07/2021 18:30:00
Приложенные документы:

Концепция проекта Закона Республики Казахстан

«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» по вопросам государственного контроля за использованием и охраной земель

 

1. Название проекта Закона.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» по вопросам государственного контроля за использованием и охраной земель (далее – Законопроект).

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона.

В соответствии с частью 2-1 статьи 1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) внесение изменений и (или) дополнений в КоАП могут быть внесены только специальным законом, не предусматривающим внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Республики Казахстан.

Таким образом, в целях внесение изменений и дополнений в КоАП требуется разработка отдельного законопроекта.

Законопроект разработан в целях исполнения пункта 43 Указа Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152 «О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» и пункта 6 протокольного поручения Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилова А.А. от 27 апреля т.г. по проблемным вопросам предпринимательства, представленных НПП «Атамекен».   

В этой связи, во исполнение вышеуказанных поручений предлагается внести изменения и дополнения в КОАП по следующим направлениям:

  1. По вопросу административной ответственности должностных лиц местных исполнительных органов (далее – МИО) за нарушение сроков по выставлению земельных участков на торги.

В соответствии со статьей 48 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) основная часть земельных участков, предоставляемых государством для строительства коммерческих объектов, осуществляется путем реализации их на торгах (аукционах, конкурсах), проводимых МИО.

В целях исключения коррупционных рисков при предоставлении земельных участков для указанных целей и обеспечения прав предпринимателей по выбору земельных участков, отвечающих их потребностям Законом Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 156-VІ ЗРК в Кодекс внесены поправки, обязывающие МИО выставлять на торги земельные участки, по которым поступают заявки на их предоставление, в течение девяносто дней с момента отказа по таким заявкам, в связи с необходимостью предоставления таких земель на торгах.

Вместе с тем, в связи с отсутствием административной ответственности за нарушение указанных требований, МИО зачастую не выполняют требования по выставлению земельных участков на торги, либо выставляют их со значительными нарушениями сроков.

Данная ситуация в значительной степени увеличивает коррупционные риски, так как вынуждает предпринимателей обращаться к сотрудникам МИО с устной просьбой по выставлению конкретного участка на торги.

Принятие данной нормы обеспечит соблюдение требований Кодекса со стороны МИО, усилив их ответственность, а также снизит коррупционные риски в процессе предоставления земельных участков.

2)      По вопросу определения органов, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель

Во исполнение поручения Главы Государства, данного на V заседании Национального совета общественного доверия при Президенте РК 25 февраля 2021 года, распоряжением Премьер-Министра РК от 19 марта 2021 года создана Комиссия по земельной реформе (далее – Комиссия) и в период с 25 марта по 24 апреля т.г. проведено 5 заседаний с участием общественности.

В целом на заседаниях Комиссии было рассмотрено 121 вопрос и предложения, в том числе по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель.

Таким образом, на основании предложений Комиссии разработан Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений» и внесен в Мажилис Парламента РК 17 мая т.г.  

При этом одной из основных норм Законопроекта, разработанного на основе предложения комиссии, является возврат функций государственного контроля за использованием и охраной земель в центральный орган и ведомство с созданием его территориальных органов.

В этой связи требуется внесение изменений и дополнений в статью 710 КоАП в части установление органов, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.

3. Цели принятия проекта закона.

Принятие законопроекта нацелено на дальнейшее совершенствование законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях.

4. Предмет регулирования проекта закона.

Предметом регулирования законопроекта выступают общественные отношения, вытекающие в рамках законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях.

5. Структура и содержание проекта закона.

Законопроект состоит из 2 статьей, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также порядок введения в действие законопроекта.

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

По результатам проведенного правового мониторинга норм, противоречащих законодательным актам, не выявлено.

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона.

Принятие законопроекта не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий.

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона.

Отсутствует.

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами.

Не регламентируется.

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта.

Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Цель государственного земельного контроля – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан.

Государственный земельный контроль (надзор) осуществляют центральные уполномоченные органы, такие как:

1) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – за землей как объектом недвижимого имущества,

2) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – за землей как природным объектом и природным ресурсом,

3) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – за землёй как природным объектом и природным ресурсом - земли сельхоз назначения только.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделяются правами составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

В Республики Беларусь государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель Республики Беларусь и всех пользователей земли. Государственный контроль за землями - составная часть контроля в области природопользования и охраны окружающей среды.

Земельное законодательство определяет круг органов, которые осуществляют государственный контроль. К ним относятся:

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь и его территориальные органы; землеустроительные службы в структуре соответствующих исполкомов.

Полномочия этих органов определяются земельным и экологическим законодательством, а порядок осуществления - Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В Республике Узбекистан государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» и актов законодательства.

Государственный контроль осуществляется должностными лицами центральных уполномоченных органов и областей, столицы, как Госкомэкология Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента в соответствии с их полномочиями.

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

_____________________