Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


проект постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов»

Краткое содержание: Об утверждении правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Постановление
Дата создания: 29/06/2021
Публичное обсуждение до: 14/07/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 26/07/2021 11:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 26/07/2021 16:00:00
Приложенные документы:

 

Проект

 

Об утверждении правил

организации и функционирования Единой государственной

системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов»

 

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые правила организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. 

2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.

 

 

      Премьер-Министр
   Республики Казахстан                                                                    А. Мамин

 

Утверждены
постановлением Правительства

Республики Казахстан

от «__» ________20__ года № ___

 

 

Правила 

организации и функционирования Единой государственной

системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов

 

1.     Общие положения

 

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического кодекса Республики Казахстан и определяют:

1)  единые организационные, методологические, метрологические и иные требования к сбору, накоплению, хранению, учету, систематизации, обобщению, обработке и анализу данных Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов (далее – Единая система);

2)  порядок взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками Единой системы;

3)      порядок формирования и функционирования информационной системы «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Республики Казахстан» (далее – Информационная система Национальный банк), ее структура, источники информации, правила, уровни, порядок и условия доступа к ней участников Единой системы и иных государственных органов, физических и юридических лиц.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

1) первичные данные - данные, полученные по результатам видов мониторинга и не подвергнутые обобщению, обработке или анализу. Необработанные данные производственного мониторинга, в том числе данные, полученные из автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду, относятся к первичным данным.

2) информационная продукция – информация, являющаяся результатом обобщения, обработки и анализа первичных данных, к которой относятся аналитические отчеты, справки, доклады, иные документы текстового содержания, картографическая информация, статистические формы и отчетность, отчетность по производственному экологическому контролю, а также иная информация агрегированного (статистического) характера;

3) доступ – мероприятия по созданию учетной записи в Единой системе государственных кадастров природных ресурсов Республики Казахстан (далее – Единая система кадастров), присвоению первичного пароля, а также использованию и смены первичного и основного пароля;

4) интеграция информационных систем – мероприятия по организации и обеспечению информационного взаимодействия между двумя и более информационными системами на основании используемых в Республике Казахстан стандартных протоколов передачи данных;

5) исторические данные – информация об объектах Единой системы кадастров, выданных или направленных в период временного или постоянного отсутствия у государственных органов и организации, уполномоченных на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру Единой системы, возможности ведения ими подсистем Единой системы кадастров;

6) уполномоченные государственные органы и организации – государственные органы и организации, уполномоченными на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру Единой системы.

3. Организацию и обеспечение Единой системы, координацию его участников, а также организацию создания, функционирования, ведения и эксплуатации Информационной системы Национальный банк, а также обеспечение координации всех связанных с этим рабочих процессов осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Функционирование Информационной системы Национальный банк обеспечивает подведомственная организация уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

 

 

2.       Единые организационные, методологические, метрологические и иные требования к сбору, накоплению, хранению, учету, систематизации, обобщению, обработке и анализу данных Единой системы

 

4. Единая система представляет собой обеспечиваемую государством многоцелевую систему, которая имеет своей целью объединение всех действующих в Республике Казахстан систем, подсистем и видов мониторинга, охватывающих прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия вредных факторов природной и антропогенной среды, а также воздействия изменения климата и прогнозируемых воздействий изменения климата.

Функционирование Единой системы обеспечит информационное сопровождение принятия управленческих и хозяйственных решений и контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения. 

5.  Задачами Единой системы являются:

1) регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, за происходящими в них процессами, явлениями и изменениями, оценка, прогнозирование и контроль таких изменений;

2) сбор, накопление, хранение, учет, систематизация, обобщение, обработка и анализ данных мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

3) обеспечение взаимодействия, координации и информационного обмена между участниками Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов в целях принятия ими управленческих и хозяйственных решений, а также осуществления функций в пределах компетенций, установленных законодательством Республики Казахстан;

4) обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц достоверной и сопоставимой информацией о состоянии окружающей среды, в том числе природной среды (ее компонентов, природных и природно-антропогенных объектов, природных комплексов, биоразнообразия) и антропогенной среды, а также о вредных факторах природной и антропогенной среды, влияющих на жизнь и (или) здоровье людей и окружающую среду в целом.

6. Основные функции Единой системы

1) проведение наблюдений инструментальными, аналитическими и другими методами по всем параметрам окружающей среды с периодичностью, достаточной для оценки их изменений;

2) сбор и регистрация всей экологической информации, ведение информационных банков данных и кадастров по окружающей среде и природным ресурсам;

3) определение связи между характеристиками воздействия на природную среду, изменением уровня загрязнения и его последствиями; 

4) организация обмена информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов на региональном, республиканском и международном уровнях; 

5) обеспечение единой методической и метрологической базы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, осуществляемого центральными исполнительными органами, их территориальными подразделениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности;

6) обоснование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

7) обеспечение государственных исполнительных органов, физических, юридических лиц и населения информацией, полученной в рамках Единой системы. 

7. Обеспечение функционирования Единой системы осуществляется на основе единого организационного, методологического и метрологического подходов, обеспечивающих сопоставимость данных и совместимость информационных ресурсов.

Создание Единой системы должно обеспечивать соблюдение единых организационных, методологических, метрологических и иных требований к сбору, накоплению, хранению, учету, систематизации, обобщению, обработке и анализу данных Единой системы с учетом требований настоящих правил.

8. Сбор, накопление, хранение, систематизация, интеграция и обеспечение автоматизированного обмена данными, взаимодействия и координации рабочих процессов между участниками Единой системы, а также автоматизация предоставления доступа к информации для физических и юридических лиц осуществляются посредством Информационной системы Национальный банк.

Перечень объектов автоматизации приведен в приложении 1 к настоящим Правилам.

Система программных средств в рамках Информационной системы Национальный банк позволяет осуществлять сбор, накопление, хранение и обработку данных на единой методической основе, обеспечивать автоматизированный и эффективный обмен данными между различными ее уровнями, а также государственными кадастрами, реестрами, регистрами, банками данных систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру Единой системы.

Информационная система Национальный банк, позволяет осуществлять анализ находящихся в ней данных для принятия управленческих решений.

9.  Методическое руководство Единой системы осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями, координирующими работу других уполномоченных государственных органов и организации.

10.                При наличии у уполномоченных государственных органов и организации информационных систем или информационно-коммуникационных технологий пополнение и обновление ими сведении в подсистемах Единой системы осуществляется посредством их интеграции или автоматизированного обмена данными с Информационной системы Национальный банк.

 

 

3. Порядок взаимодействия и координации рабочих процессов

между участниками Единой системы

 

11. Элементы Единой системы:

1)      участники;

2)      системы, подсистемы и виды мониторинга;

3)      Информационная система Национальный банк.

12. Участниками Единой системы являются:

1)  уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его подведомственная организация;

2) государственные органы и организации, уполномоченные на осуществление видов мониторинга, включенных в структуру Единой системы;

3) операторы объектов первой и второй категорий, осуществляющие производственный экологический контроль;

4) субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов.

13. Организацию и обеспечение функционирования, координацию деятельности Единой системы осуществляют:

1) на республиканском уровне - уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и уполномоченные органы и организации в пределах своей компетенции; 

2) на региональном уровне - территориальные органы в пределах своей компетенции;

3) на местном уровне – местные исполнительные органы в пределах своей компетенции.

14. Информационное обеспечение Единой системы основывается на передаваемых безвозмездно в Информационную систему Национальный банк результатах государственного мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, проводимого уполномоченными государственными органами и организациями, в соответствии с согласованными с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды перечнями и формами ежемесячно к 15 числу месяца, следующего за отчетным месяцем.

Внесение в подсистемы Единой системы исторических данных и обновление имеющихся сведении, осуществляется уполномоченными государственными органами и организациями в пределах их компетенции.

15. Ведение Единой системы осуществляется на трех уровнях:

1) на местном уровне проводится производственный мониторинг, общественный мониторинг и виды мониторинга, организуемые местными исполнительными органами на конкретных участках населенных пунктов, земель вне населенных пунктов, поверхностных и подземных водных объектов, на особо охраняемых природных территориях;

2)  на региональном уровне проводятся виды мониторинга в пределах административно-территориальных единиц с учетом физико-географических и экономических особенностей регионов, наличия экологически нагруженных зон и комплекса природных и антропогенных факторов, оказывающих влияние на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

3) на республиканском уровне проводится мониторинг, охватывающий всю территорию Республики Казахстан, при ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации на территории, либо загрязнения окружающей среды путем выброса в атмосферу вредных веществ предприятиями, природных катаклизмов, с выделением крупных регионов и отдельных объектов, имеющих общегосударственное значение.

16. Структура Единой системы определяется объектами мониторинга и ее территориальной сферой. В зависимости от объектов мониторинга выделяются следующие его системы:

1) экологический мониторинг;

2) мониторинг природных ресурсов;

3) специальный мониторинг;

4) метеорологический мониторинг;

5) гидрологический мониторинг;

6) мониторинг состояния окружающей среды.

17. Ведение экологического мониторинга отнесено к компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в порядке, предусмотренном статьей 159 Экологического кодекса Республики Казахстан.

18. Ведение мониторинга природных ресурсов относится к компетенции следующих специально уполномоченных государственных органов:

1) уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами в части мониторинга земель, проводимого в порядке статьи 159 Земельного кодекса Республики Казахстан;

2) уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения совместно с уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным органом по изучению недр, уполномоченным органом в области космической деятельности в части государственного мониторинга водных объектов в порядке, предусмотренном Водным кодексом Республики Казахстан, состав данных по мониторингу водных объектов приведен в приложении 2 к настоящим Правилам;

3) уполномоченного органа по изучению недр в части государственного мониторинга недр в порядке статьи 73 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании»;

4)  государственной лесоустроительной организации в части государственного мониторинга лесов в порядке статьи 61 Лесного кодекса Республики Казахстан;

5)  уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира в части мониторинга животного мира, рыб и водных животных порядке статей 7 и 11 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», состав данных по мониторингу животного мира приведен в приложении 4 к настоящим Правилам;

7) уполномоченного органа в области охраны, воспроизводства и использования животного мира в части мониторинга растительного мира.

19. Ведение специального мониторинга согласно статье 161 Экологического кодекса Республики Казахстан отнесено к компетенции следующих специально уполномоченных государственных органов:

1) уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в части:

мониторинга военно-испытательных полигонов – система наблюдений за загрязнением окружающей среды, обусловленных испытанием военной техники, в том числе ракетной, и вооружения на территории закрытых и действующих военно-испытательных полигонов; 

мониторинга экологической обстановки в зонах чрезвычайной экологической ситуации и зонах экологического бедствия, проводимый в соответствии со статьей 419 Экологического кодекса Республики Казахстан;

2) уполномоченного органа в области космической деятельности в части:

мониторинга ракетно-космического комплекса «Байконур» – система наблюдений за состоянием окружающей среды на территориях, подверженных влиянию ракетно-космической деятельности комплекса «Байконур», организацию функционирования которой осуществляет уполномоченный орган в области космической деятельности;

космического мониторинга – система наблюдений за состоянием окружающей среды с использованием средств дистанционного зондирования Земли из космоса, организацию функционирования которой осуществляет уполномоченный орган в области космической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области космической деятельности;

3) государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части санитарно-эпидемиологического мониторинга, проводимого в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

20. Ведение метеорологического мониторинга отнесено к компетенции Национальной гидрометеорологической службы в порядке, предусмотренном статьей 162 Экологического кодекса Республики Казахстан на основании метеорологической информации производителей, которыми являются Национальная гидрометеорологическая служба, поставщики аэронавигационного обслуживания, ведомственные метеорологические службы Вооруженных Сил Республики Казахстан, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство метеорологической информации.

21. Ведение гидрологического мониторинга отнесено к компетенции Национальной гидрометеорологической службы, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство гидрологической информации в порядке, предусмотренном статьей 163 Экологического кодекса Республики Казахстан.

22. Ведение мониторинга состояния окружающей среды отнесено к компетенции Национальной гидрометеорологической службы, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство информации о состоянии загрязнения окружающей среды в порядке, предусмотренном статьей 164 Экологического кодекса Республики Казахстан.

 

4. Порядок формирования и функционирования Информационной системы Национальный банк, ее структура, источники информации, правила, уровни, порядок и условия доступа к ней участников Единой системы и иных государственных органов, физических и юридических лиц

 

23. Порядок формирования, функционирования Информационной системы Национальный банк, доступа к ней участников Единой системы и иных государственных органов, физических и юридических лиц осуществляется в соответствии со статьями 155 и 156 Экологического кодекса Республики Казахстан. 

24. Организация функционирования Информационной системы Национальный банк и обеспечение координации всех связанных с этим рабочих процессов, в том числе допуска осуществляются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды с привлечением своей подведомственной организации.

25. Информационное обеспечение Информационной системы Национальный банк в пределах компетенции осуществляется уполномоченными государственными органами и организациями, предусмотренными пунктами 15–22 настоящих Правил.

26. Информационная система Национальный банк обеспечивает интеграцию и автоматизированный обмен данными между:

1)  банками данных систем, подсистем и видов мониторинга, включенных в структуру Единой системы;

2)  государственными кадастрами природных ресурсов;

3)  государственным кадастром отходов;

4)  государственным климатическим кадастром;

5)  государственным углеродным кадастром;

6)  государственным кадастром потребления озоноразрушающих веществ;

7)  Регистром выбросов и переноса загрязнителей Республики Казахстан;

8)  государственным реестром экологических разрешений и деклараций о негативном воздействии на окружающую среду;

9)  Реестром субъектов предпринимательства в сфере управления отходами;

10) государственным реестром объектов исторического загрязнения.

27. В Информационную систему Национальный банк в электронной форме представляются:

1) операторами объекта периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в соответствии со статьей 187 Экологического кодекса Республики Казахстан;

2) субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность по транспортировке твердых бытовых отходов, полная навигационная информация о передвижении транспорта в соответствии со статьей 368 Экологического кодекса Республики Казахстан. 

28. Участники Единой системы несут предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность за достоверность данных, предоставляемых ими в рамках Информационной системы Национальный банк.

29. Условия доступа к Информационной системе Национальный банк:

1) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и его подведомственная организация имеют право неограниченного доступа ко всей информации (первичным данным и информационной продукции) с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства;

2) уполномоченные государственные органы и организации в пределах компетенции имеют право неограниченного доступа к информации (первичным данным и информационной продукции) с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства;

3) физические и юридические лица имеют право неограниченного доступа ко всей информационной продукции с возможностью ознакомления, копирования и воспроизводства, за исключением информации, составляющей государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

30. Доступ к Информационной системе Национальный банк предоставляется на безвозмездной основе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

31. Финансирование ведения Единой системы осуществляется в соответствии со статьей 158 Экологического кодекса Республики Казахстан.

32. Настоящие Правила действуют в отношении уполномоченных государственных органов и организаций с момента ведения ими подсистем Единой системы или интеграции их информационных систем с Информационной системой Национальный банк либо автоматизированного обмена данными, но не позднее 1 января 2022 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Правилам организации и функционирования

Единой государственной системы мониторинга

окружающей среды и природных ресурсов

 

Перечень объектов автоматизации

 

Подсистема мониторинга

Объекты информатизации

 

Мониторинг состояния окружающей среды

1

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха

РГП «Казгидромет»*

ДЭПУР МЭГПР РК

2

Мониторинг состояния атмосферных осадков

РГП «Казгидромет»*

ДЭПУР МЭГПР РК

3

Мониторинг качественного состояния водных ресурсов

РГП «Казгидромет»*

ДЭПУР МЭГПР РК

4

Мониторинг состояния почв

РГП «Казгидромет»*

ДЭПУР МЭГПР РК

5

Метеорологический мониторинг

РГП «Казгидромет»*

ДЭПУР МЭГПР РК

6

Радиационный мониторинг

РГП «Казгидромет»*

7

Мониторинг трансграничных загрязнений

РГП «Казгидромет»*

8

Фоновый мониторинг

РГП «Казгидромет»*

 

Мониторинг природных ресурсов

9

Мониторинг земель

КУЗР МСХ РК, интеграция с ИС «ГКПР»

РГП «ИАЦ ООС»

10

Мониторинг водных объектов

Филиалы

КВР МЭГПР РК

11

Мониторинг недр

КГ МЭГПР РК, интеграция

12

Мониторинг особо охраняемых природных территорий

КЛХЖМ МЭГПР РК, интеграция с ИС «ГКПР»

РГП «ИАЦ ООС»

13

Мониторинг горных экосистем и опустынивания

Не определен ответственный орган

14

Мониторинг лесов

КЛХЖМ МЭГПР РК, интеграция с ИС «ГКПР»

РГП «ИАЦ ООС», АО «Национальная компания «Ғарыш сапары» данные системы дистанционного зондирования земли

15

Мониторинг животного мира

КЛХЖМ МЭГПР РК, интеграция с ИС «ГКПР»

РГП «ИАЦ ООС»

16

Мониторинг растительного мира

КЛХЖМ МЭГПР РК, интеграция с ИС «ГКПР»

 

Специальные виды мониторинга

17

Мониторинг военно-испытательных полигонов

КАЭНК МЭ РК

18

Мониторинг ракетно-космического комплекса «Байконур»

АК МЦРИАП РК

19

Мониторинг парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ

ДИК МЭ РК

20

Санитарно-эпидемиологический мониторинг

Территориальные органы МЗ РК

21

Мониторинг климата и озонового слоя Земли

РГП «Казгидромет»*

22

Мониторинг зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия

МЭГПР РК

23

Космический мониторинг

МЦРИАП РК

24

Производственный мониторинг

Территориальные органы

КЭРК МЭГПР РК

 

 

* Перечень передаваемой информации РГП «Казгидромет» в единую государственную систему мониторинга окружающей среды и природных ресурсов приведен в приложении 3 к настоящим Правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Правилам организации и функционирования

Единой государственной системы мониторинга

окружающей среды и природных ресурсов

 

 

Состав данных по мониторингу водных объектов

 

Наименование сведений

Состав данных

Перечень оперативной гидрологической информации, представляемой региональными органами ведомства уполномоченного органа в национальную гидрометеорологическую службу, центр управления в кризисных ситуациях и территориальным подразделениям ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты

Название водохранилища;

Сведения об уровнях и объемах водохранилища;

Сведения о водозаборах на реке Сырдарья – в вегетационный период;

Декадные величины водозабора в Арысский канал

Перечень прогностической и гидрологической информации, предоставляемой национальной гидрометеорологической службой в ведомство уполномоченного органа и его региональным органам, в центр управления в кризисных ситуациях и территориальным

подразделениям ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты

Справка консультация о накоплении влагозапасов в бассейнах рек Казахстана по данным на 1 февраля и ожидаемой водности рек в период половодья и в вегетационный период

Справка консультация о накоплении влагозапасов в бассейнах рек Казахстана по данным на 1 марта и ожидаемой водности рек в период половодья и в вегетационный период

Прогноз сроков вскрытия (Ертис, Сырдарья)

Прогноз появления плавучего льда и установления ледостава (Ертис, Сырдарья, Иле)

Справка консультация о накоплении влагозапасов в бассейнах горных рек Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей по данным на 1 апреля и прогноз водности на вегетационный период

Ежедневный гидрологический бюллетень по Республике Казахстан

Справка о водно-ледовой обстановке на реке Сырдарья в период ледостава

Справка консультация об ожидаемой водности рек

Прогноз максимальных уровней воды по рекам

Гидрологические данные (расход, уровень, температура воды, ледовые явления) рек

Водный баланс озер и водохранилищ

Прогноз притока воды в Капшагайское водохранилище ежемесячно и на 2–4 кварталы

Гидрологические данные об уровнях Каспийского моря

Прогноз притока воды в Бухтарминское водохранилище на месяцы и соответствующий кварталы

Прогноз притока воды в Шульбинском водохранилище на месяцы и соответствующие кварталы

Прогноз суммарного стока рек Оба и Ульби

Фактические данные по притоку воды в Бухтарминское и Шульбинское водохранилища в период природоохранных попусках

Перечень оперативной гидрологической информации, предоставляемой национальной гидрометеорологической службой в ведомство уполномоченного органа и его региональным органам, центру управления в кризисных ситуациях и территориальным подразделениям ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты

сведения о режиме водных объектов - расход, уровень, температура воды, ледовые явления

состояние наполнения водохранилищ – объем;

Перечень режимно–справочной информации, предоставляемой национальной гидрометеорологической службой в ведомство уполномоченного органа и его региональным органам

Среднемесячные и среднегодовые расходы воды за предыдущий год по постам;

Перечень гидрологической информации, предоставляемой государственным учреждением «Казселезащита» ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в ведомство уполномоченного органа и его региональным органам и национальной гидрометеорологической службе

Сведения об уровне, объеме, притоке и сбросе воды в период паводка;

Сведения о паводках

 

 

Приложение 3

к Правилам организации и функционирования

Единой государственной системы мониторинга

окружающей среды и природных ресурсов

 

 

Перечень передаваемой информации РГП «Казгидромет» в единую государственную систему мониторинга окружающей среды и природных ресурсов

 

Состав информации

Содержание

Гидрометеорологическая информация общего назначения

Текущие метеорологические данные, полученные в результате приземных метеорологических наблюдений

значения температуры воздуха и почвы,

влажности воздуха, атмосферного  

давления, направления и скорости  

ветра, количество атмосферных осадков, интенсивность, время начала и окончания осадков, время начала и окончания метеорологических явлений и их интенсивность, другие метеорологические характеристики и параметры, определяемые в соответствии с установленными программами приземных метеорологических наблюдений

Декадные агрометеорологические данные

средняя и экстремальная температура воздуха, влажность воздуха,

минимальная температура на поверхности почвы, осадки,

максимальная скорость ветра,

температура почвы,

продолжительность солнечного сияния,

число дней с росой, заморозками,

запасы продуктивной влаги в почве,

температура и уровень воды в рисовых чеках,

глубина оттаивания почвы,

фазы развития, состояние, повреждения растений, элементы продуктивности и структура урожая,

состояние пастбищ, фазы развития и состояние пастбищной растительности, работы в животноводстве

Первичные гидрологические данные, полученные в результате гидрологических   наблюдений 

значения высоты уровней воды в реках,

озерах, водохранилищах, морях, температуры воды в указанных водных объектах, ледовые явления.

Декадный агрометеорологический бюллетень

оценка влияния агрометеорологических

 условий на рост, развитие (перезимовку), продуктивность сельскохозяйственных культур и пастбищных растений, о запасах продуктивной влаги в почве, о суммах активных и эффективных температур, об условиях развития болезней и сельхозвредителей и проведении полевых сельскохозяйственных работ, о ходе снеготаяния

Ежедневный (в будние дни) обзор состояния водных объектов по территории страны

Данные уровней, температуры, ледовых режимов рек, озер и водохранилищ

Данные, относящиеся к Государственному климатическому кадастру

Состав данных определяется Правилами

ведения Государственного климатического кадастра, а также состава данных государственного климатического кадастра и порядка предоставления его данных государственным органам, иным организациям и физическим лицам

Прогнозная информация об ожидаемых гидрометеорологических условиях

о метеорологических условиях на территории страны, областей, по г. Нур-Султан, областным центрам и городам республиканского значения на одни сутки

прогноз облачности, осадков, явлений погоды (метели, туманы, заморозки, грозы, град и другие), ветра (направление и скорость), температура воздуха (минимальная и максимальная).

Штормовые предупреждения об опасных и стихийных метеорологических явлениях по областям и городам Республики Казахстан

прогноз явлений погоды, которые по своей интенсивности, продолжительности и площади распространения достигнут критериев опасных и стихийных метеорологических явлений

о гидрометеорологических условиях на Каспийском море

прогноз уровня моря, сгонно-нагонных явлений и волнения

о запасах продуктивной влаги в почве к началу весенне-полевых работ

прогнозные значения запасов продуктивной влаги в метровом слое почвы к началу весенне-полевых работ 

об оптимальных сроках сева яровых зерновых культур

прогнозные сроки сева яровых зерновых культур (достижение почвы мягкопластичного состояния)

о сроках созревания яровых зерновых культур

прогнозные сроки основных фаз развития и созревания яровых зерновых культур (3-й лист, колошение)

о вероятности наступлении засухи

вероятностный прогноз засухи на основе стандартизированного индекса засушливости

об урожайности зерновых, масличных культур и сахарной свеклы

прогнозные значения средней урожайности зерновых, масличных культур и сахарной свеклы                                               

об агрометеорологических условиях уборки урожая

прогнозное количество дней с условиями благоприятными для проведения уборочных работ

Информация о состоянии окружающей среды общего назначения

Первичные данные о концентрации загрязняющих веществ, полученные в результате наблюдений за состоянием объектов окружающей среды         

Первичные данные, определяемые в соответствии с установленными программами проведения наблюдений за состоянием окружающей среды

Значения концентраций загрязняющих веществ атмосферного воздуха населенных пунктов, поверхностных вод, почвы, радиационного фона, качественного состояния атмосферных осадков и снежного покрова    

Разовые, среднесуточные, среднемесячные, среднегодовые концентрации загрязняющих веществ атмосферного воздуха населенного пункта, поверхностных вод, почвы, радиационного фона, качественного состояния атмосферных осадков и снежного покрова.

Фактическая информация, являющаяся результатом обработки и анализа первичных данных о концентрациях загрязняющих веществ, полученных в результате наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные воды, почва, радиационный фон, качественное состояние атмосферных осадков и снежного покрова)

Справочная информация, представляющая собой обработанные данные за определённый временной период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год) по определенному населенному пункту, включающая информацию о максимально-разовых и среднесуточных концентрациях, количестве превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, случаях высокого и экстремально-высокого загрязнения.

Значения и критерии отнесения к опасным и стихийным гидрометеорологическим явлениям, при достижении которых выпускаются штормовые предупреждения и штормовые оповещения

Критерии стихийных метеорологических явлений

очень сильный дождь, мокрый снег

количество атмосферных осадков 50 мм и более, в селеопасных районах 30 мм и более за период 12 часов и менее

очень сильный снег

количество атмосферных осадков 20 мм и более за период 12 часов и менее

очень сильный ветер, в том числе шквал и смерч

максимальная скорость ветра 30 м/с и более при любой продолжительности

сильная метель

перенос снега при преобладающей скорости ветра 15 м/с и более продолжительностью 12 часов и более при видимости 500 м и менее

сильная пыльная буря

перенос большого количества пыли или песка сильным ветром при значениях преобладающей скорости ветра 15 м/с и более при продолжительности 12 часов и более, при видимости 500 м и менее

сильный гололед

диаметр отложения слоя льда на проводах гололедного станка 20 мм и более                

при любой продолжительности

сложные отложения

диаметр отложения на проводах гололедного станка 35 мм и более при любой продолжительности

сильный туман

видимость 100 м и менее,

продолжительностью 6 часов и более

крупный град

диаметр градин 20 мм и более при любой продолжительности

очень сильный мороз

минимальная температура воздуха в зависимости от региона от -25 °C до -45°C

очень сильная жара

максимальная температура воздуха в зависимости от региона от +40 °C до +45 °C

заморозки

понижение температуры в приземном слое воздуха или на поверхности почвы в вегетационный период ниже 0°C при любой продолжительности

чрезвычайная пожарная опасность

показатель пожарной опасности, соответствующий пятому классу (10000°C и более по шкале Нестерова)

Критерии опасных метеорологических явлений

сильный дождь, мокрый снег

количество атмосферных осадков 15–49 мм за период 12 часов и менее

сильный снег

количество атмосферных осадков 7–19 мм за период 12 часов и менее

сильный ветер, в том числе шквал и смерч

максимальная скорость ветра

15–29 м/с при любой продолжительности

метель

перенос снега при преобладающей скорости ветра 15 м/с и более, при продолжительности менее 12 часов и любой видимости

пыльная буря

перенос большого количества пыли или песка сильным ветром при значениях преобладающей скорости ветра 15 м/с и более при продолжительности менее 12 часов и любой видимости

гололёд

диаметр отложения слоя льда на проводах гололедного станка 1–19 мм          

при любой продолжительности

изморозь

диаметр отложения на проводах гололедного станка 30 мм и более при любой продолжительности

туман

видимость 500 м и менее при любой продолжительности

град

диаметр градин 1–19 мм при любой продолжительности

гроза

любая

сильный мороз

минимальная температура воздуха в зависимости от региона от -20°C до -40°C

сильная жара

максимальная температура воздуха в зависимости от региона от +35°C до +40°C

Значения опасных и критических уровней воды (при половодьях, дождевых      паводках, зажорах и заторах льда)

значения уровней воды в реках, при которых происходит затопление населенных пунктов, посевов сельскохозяйственных культур автомобильных и железных дорог или повреждение крупных промышленных и транспортных объектов               

ранний ледостав и появление льда на судоходных реках   

появление льда и образование ледостава в аномально ранние сроки  

сгонно-нагонные явления на Каспийском море

уровни воды ниже опасных отметок, которых прекращается судоходство, гибнет рыба, повреждаются суда,

а также уровни воды выше опасных отметок, которых затопляются населенные пункты, береговые сооружения и объекты.

 

 

 

Приложение 4

к Правилам организации и функционирования

Единой государственной системы мониторинга

окружающей среды и природных ресурсов

 

 

Состав данных по мониторингу животного мира

 

Наименование сведений

Состав данных

Данные учетов численности диких животных и птиц

Наименование (охотничьи пользователи, охотничьи хозяйства, особо охраняемые природные территории)

Площадь, охваченная учетом (тысячи гектар)

Вид животного

Численность диких животных на площади учета (особей)

Всего численность животных (после экстраполяции особей)

Данные учетов численности водоплавающей дичи на водоемах

Наименование охотпользователей

Кряква, серая

Чирки

Нырки

Прочие речные утки

Всего уток

Лысухи

Гуси

Показатели учета численности охотничьих видов животных на      свободных охотничьих угодьях

Вид животного

Площадь угодий, всего (тысячи гектар)

Ареал вида (тысячи гектар)

Площадь учета от площади ареала (тысячи гектар)

% учета от площади ареала

Показатели учета

Показатели экстропаляции

Плотность на 1000 гектар (особь)

Всего (особь)

Особенности миграций охотничьих видов птиц на водоемах

Виды птиц

Дата появления на пролете

Дата массовых пролетов

Дата окончания пролета

Учетная численность на стационарных наблюдениях

Группы видов птиц

Дата появления на осеннем пролете

Сроки волн пролета

Окончание пролета

Численность птиц по волнам пролета

Расселение диких животных, затрачено средств

Наименование охотничьих пользователей

Наименование (охотничьи хозяйства, особо охраняемых природных территории)

Расселено

количество (особей)

затраты (тысячи тенге)

количество (особей)

затраты (тысячи тенге)

 

Сведения о добычи диких животных

Наименование охотничьего пользователя

Виды животных

Утвержденный лимит (квота)

Добыто

Поступило платежей за пользование животным миром

Направлено в республиканский бюджет

Участвовало охотников

Сведения об освоении квоты вылова рыбы и других водных животных пользователями

Наименование рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование пользователя животного мира

Наименование района (местонахождения водоема и (или) участка)

Код местонахождения по КАТО (классификатор административно-территориальных объектов)

Рыбохозяйственные водоемы и (или) участки международного значения

Рыбохозяйственные водоемы и (или) участки республиканского значения

Рыбохозяйственные водоемы и (или) участки местного значения

промысловый лов (тонн) (квота на вылов (тонн), в том числе по видам рыб)

любительский (спортивный) - лов (тонн) (квота на вылов (тонн), фактический выловлено (тонн) в том числе по видам рыб)

мелиоративный лов (тонн) (разрешения, фактический выловлено (тонн))

платежи за пользование животным миром (план (тысяч тенге) фактически оплачено (тысяч тенге))

Примечание: сведения о научном лове и лове в воспроизводственных целях отражаются по видам рыб (при наличии)

Сведения о деятельности егерских служб пользователей животного мира, осуществляющих охрану рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование пользователя животного мира

Наименование района (местонахождения водоема и (или) участка)

Код местонахождения по КАТО (классификатор административно-территориальных объектов)

количество егерей (человек) (на начало года и на начало отчетного периода)

количество протоколов (актов), составленных егерями за нарушение природоохранного законодательства за отчетный период

Сведения о выполнении запланированных на текущий год объемов финансовых средств пользователями для развития рыбного хозяйства

Наименование рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование пользователя животного мира

Наименование района (местонахождения водоема и (или) участка)

Код местонахождения по КАТО (классификатор административно-территориальных объектов)

объем финансовых средств на научные работы (тысяч тенге)

объем финансовых средств на мероприятия по техническому перевооружению добывающей и перерабатывающей базы (тысяч тенге)

объем финансовых средств на мероприятия по воспроизводству рыбных ресурсов и других водных животных (тысяч тенге)

объем финансовых средств на зарыбление и количество выпущенной молоди (тысяч тенге/тысяч штук)

объем финансовых средств на мероприятия по охране рыбных ресурсов и других водных животных, и среды их обитания (тысяч тенге

объем финансовых средств на развитие рыбоводства (аквакультуры) и любительского(спортивного) рыболовства (тысяч тенге)

объем финансовых средств на рыбохозяйственные мероприятия (тысяч тенге)

объем финансовых средств на мероприятия по воспроизводству рыбных ресурсов и других водных животных (тысяч тенге)

объем финансовых средств на зарыбление и количество выпущенной молоди (тысяч тенге/тысяч штук)

объем финансовых средств на мероприятия по охране рыбных ресурсов и других водных животных, и среды их обитания (тысяч тенге)

проведение рыбоводно-мелиоративных работ, направленных на улучшение ихтиофауны (приобретение рыбопосадочного материала и зарыбление водоема сеголетками весом не менее 12 грамм)

выкос жесткой растительности (гектар), проведение дноуглубительных работ

проведение противозаморных мероприятий (бурение лунок в зимний период, прорубка майн) (единица)

проведение исследования состояния ихтиофауны (тысяч тенге)

приобретение рыбоводно-мелиоративной техники (тысяч тенге)

содержание егерской службы (тысяч тенге)

обустройство береговой прилегающей полосы в соответствии с санитарными и иными нормами (тысяч тенге)

приобретение садков для выращивания рыб (тысяч тенге)

затраты на создание береговой инфраструктуры (тысяч тенге)

приобретение рыбопосадочного материала сеголетками весом не менее 12 грамм (тысяч штук/ тысяч тенге)

покупка кормов для рыб (тысяч тенге)

организация охраны садков (тысяч тенге)

затраты на научные исследования (тысяч тенге)

приобретение техники для обеспечения ведения садкового рыбоводного хозяйства, транспортировки товарной рыбы (тысяч тенге)

содержание штатных работников (тысяч тенге)

Сведения о планируемых объемах финансовых средств пользователей для развития рыбного хозяйства на весь период закрепления рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование рыбохозяйственных водоемов и (или) участков

Наименование пользователя животного мира

Наименование района (местонахождения водоема и (или) участка)

Код местонахождения объекта по КАТО

объем финансовых средств

на весь период закрепления (тысяч тенге)

Сведения о рыбохозяйственных водоемах и (или) участках местного значения

Наименование областей

Код КАТО (Классификатор административно-территориальных объектов)

Количество обследованного водоема (с указанием общей площади (гектар))

Количество водоемов, которые будут обследованы (с указанием общей площади (гектар))

Количество рыбохозяйственных водоемов, включенных в Перечень (согласно постановлению областного акимата) (с указанием общей площади (гектар))

Количество закрепленных водоемов и (или) участков (с указанием общей площади (гектар))

Количество рыбохозяйственных организаций, за которыми закреплены водоемы

количество не закрепленных рыбохозяйственных водоемов (с указанием общей площади (гектар))

количество выставляемых на повторный конкурс в текущем году рыбохозяйственных водоемов и (или) участков (с указанием общей площади (гектар))

Сведения о рыбохозяйственных водоемах и (или) участках международного и республиканского значения

Наименование рыбохозяйственных водоемов и (или) участков международного и республиканского значения

Код КАТО (классификатор административно-территориальных объектов)

общее количество рыбохозяйственных водоемов и (или) участков (с указанием общей площади (гектар))

количество закрепленных водоемов (с указанием общей площади (гектар))

количество рыбохозяйственных организаций

Количество незакрепленных рыбохозяйственных водоемов (с указанием общей площади (гектар))

Сведения о материально-техническом оснащении пользователей

Наименование пользователя животным миром

количество рыболовных бригад

общее количество рыбаков

самоходный флот (единица

не самоходный флот (единица)

транспортные средства (единица)

орудий лова

материально-техническая база

Сведения по субъектам, занятым выращиванием рыбы

Общая площадь по типам рыбоводного хозяйства

производственная мощность (тонн в год)

год образования рыбоводного хозяйства (постройки производственной базы)

выращиваемые виды

источник рыбопосадочного материала

источник водоснабжения

затраты на минеральные удобрения (тысяч тенге)

затраты на комбикорма (тысяч тенге)

затраты на электро энергию (тысяч тенге

среднегодовая численность работников занятых

Сведения о рыбоперерабатывающих предприятиях

Наименование рыбной продукции

производственная мощность предприятия

остаток на начало отчетного года (тонн)

cырье для переработки (тонн)

коэффициент перерасчета выхода готовой продукции

выход готовой продукции (тонн)

источники сырья (тонн)

остаток на конец отчетного года (тонн)

регионы сбыта в Республике Казахстан

экспорт (страна)

среднегодовая численность работников, занятых на переработке рыбной продукции (человек)

Сведения о контрольно-инспекционной деятельности территориальных органов в части охраны рыбных ресурсов

Наименование показателей

количество (единица измерения)

Сведения о контрольно-инспекционной деятельности в области лесного хозяйства и животного мира

Наименование областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира

проведено рейдов, контрольных проверок (количество)

выявлено нарушений

передано дел в правоохранительные органы (количество)

количество изъятых у нарушителей орудий браконьерства

привлечено к административной ответственности (человек)

привлечено к уголовной ответственности (человек)

наложено административных штрафов (тысяч тенге)

взыскано административных штрафов (тысяч тенге)

освещено материалов в средствах массовой информации (количество)

Сведения по контрольно-инспекционной деятельности в области лесного хозяйства и животного мира

проведено рейдов, контрольных проверок (количество)

выявлено нарушений

количество составленных протоколов (штук)

передано дел в правоохранительные органы (количество

количество изъятых у нарушителей орудий браконьерства

привлечено к административной ответственности (человек)

привлечено к уголовной ответственности (человек)

наложено административных штрафов (тысяч тенге)

взыскано административных штрафов (тысяч тенге)

освещено материалов в средствах массовой информации (количество)

проведено рейдов, контрольных проверок (количество)

выявлено нарушений

количество составленных протоколов (штук)

передано дел в правоохранительные органы (количество

количество изъятых у нарушителей орудий браконьерства

привлечено к административной ответственности (человек)

привлечено к уголовной ответственности (человек)

наложено административных штрафов (тысяч тенге)

взыскано административных штрафов (тысяч тенге)

освещено материалов в средствах массовой информации (количество

Наименование территориальных подразделений

Сведения о борьбе с браконьерством

Наименование показателей

Государственное учреждение по охране лесов управления природопользования акимата области

Охотпользователи

Территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира

Особо охраняемые природные территории

 

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

 

 

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Республики Казахстан

«Об утверждении правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов»

 

1. Государственный орган – разработчик проекта

Министерство Экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

2. Основания принятия проекта со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, а также решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения руководства Правительства и Канцелярии и/или другие обоснования необходимости его принятия

Проект постановления разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 2 января 2021 года. 

3. Необходимость финансовых затрат по проекту и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае необходимости решение Республиканской бюджетной комиссии (соответствующие расчеты, ссылка на источник финансирования, копия решения Республиканской бюджетной комиссии в обязательном порядке прикладываются к пояснительной записке)

Принятие проекта не повлечет дополнительных затрат из республиканского бюджета.

4. Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта

Принятие проекта не повлечет негативных социально-экономическихпоследствий.

5. Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов

Проектом предусматривается утверждение правил организации и функционирования Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов представляет собой обеспечиваемую государством многоцелевую систему, которая объединяет все действующие в Республике Казахстан системы, подсистемы и виды мониторинга, охватывающие прямо или косвенно вопросы охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов, охраны жизни и (или) здоровья людей от воздействия вредных факторов природной и антропогенной среды, а также воздействия изменения климата и прогнозируемых воздействий изменения климата.

6. Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации

Отсутствуют.

7. Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом

Не требуется.

8. Информация о результатах проведения анализа регуляторного воздействия (при наличии)

Не требуется.

9. Соответствие проекта международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, и решениям международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан

Не требуется.

10. Результаты дополнительной экспертизы (правовой, лингвистической, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-Министра в других организациях

Не требуется.

11. Возможность передачи проектов и материалов к ним на мобильные устройства членов Правительства через информационную систему «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан», за исключением проектов, содержащих государственные секреты и (или) служебную информацию, в соответствии с перечнем служебной информации, разрешенной к передаче в информационной системе «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан», утвержденным совместным приказом Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и Министра связи и информации Республики Казахстан от 20 мая 2011 года № 25-1-32дсп/22П-дсп

Разрешается.

12. Информация о размещении проекта на интернет-ресурсе государственного органа (веб-сайте, интернет-портале, а также интернет-портале открытых нормативных правовых актов (дата, количество байт)

Проект _ марта 2021 года размещен на веб-сайте Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстан www.ecogeo.gov.kz и на интернет-портале открытых нормативных правовых актов 29 июня 2021 года.

Файл на государственном и русском языках –       байт.

13. Информация о размещении проекта касающегося торговли товарами, услугами или прав интеллектуальной собственности, размещаются на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов, а также пресс-релиза к проекту постановления, имеющего социальное значение

Не требуется.

14. Информация о необходимости ратификации международного договора

Не является международным договором.

 

 

          Министр экологии,

геологии и природных ресурсов

      Республики Казахстан                                                 М. Мирзагалиев