Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


проект Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей»

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: Проект концепции проекта закона
Дата создания: 30/06/2021
Публичное обсуждение до: 15/07/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 21/07/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 21/07/2021 18:00:00
Приложенные документы:

`                                                       проект

 

 

                                                          Концепция

проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей»

 

 

  1. Название проекта закона

Проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей».

 

  1. Обоснование необходимости разработки проекта закона

В Казахстане со дня обретения независимости и по настоящее время уделяется особое внимание развитию предпринимательства, за последние десять лет проведены масштабные реформы в государственном регулировании предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день государство старается либерализовать бизнес, ограничивает или запрещает проверки, снижает налоги для предпринимателей, отменяет или сокращает лицензирование и инициирует другие различные меры по стимулированию развития предпринимательства.

Сформировалась законодательная и институциональная система, представляющая совокупность государственных и негосударственных структур, ответственных за развитие предпринимательства и обеспечивающих реализацию государственной политики.

Вместе с тем, развитие рыночной экономики актуализирует проблемы защиты прав потребителей на рынке товаров и услуг.

Практически каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, участника правоотношений, складывающихся на потребительском рынке.

При этом права потребителя нередко нарушаются и многие годы потребитель является самым незащищенным субъектом на потребительском рынке.

Потребитель нуждается в особом внимании государства в силу того, что он в отличие от предпринимателя не является профессиональным участником рынка и без социальной и правовой поддержки не может в полной мере обеспечить защиту своих прав и интересов.

Несмотря на всеобщее развитие сферы услуг и потребления мы не можем избавиться от пренебрежительного отношения к потребителю, так распространенного в советскую эпоху, когда продавцы магазинов славились своим хамством, равнодушием и грубостью.                

Зачастую недобросовестные предприниматели своими неправомерными действиями или поведением в отношении потребителя нарушают его права. В тоже время из общего числа потребителей, права которых нарушены при приобретении товаров, услуг ненадлежащего качества, только единицы обращаются с претензией. Как правило, потребителем самозащита применяется редко, так как обусловлена отсутствием достаточного уровня знаний потребителя о своих правах. Более того, ввиду того, что потребитель является равноправной стороной гражданских правоотношений, бремя доказывания фактов нарушений лежит на нем, что приводит к пассивному отношению потребителя к защите своих прав и интересов. Так потребитель должен за свой счет проводить экспертизу, оплачивать судебные расходы и услуги юристов, адвокатов.

Согласно проведенных по заказу Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан социологических исследований в 2019 году в Казахстане распределение мнений, опрошенных на вопрос о том, как бы они оценили текущую ситуацию с соблюдением и защитой прав потребителей в Республике Казахстан, 59,9% оценивают ее, как неудовлетворительную, 34,5%, как средне-удовлетворительную и только 5,6% считают ее отличной.

Распределение мнений на вопрос о том, куда обращались респонденты в ситуации, когда их права потребителя были нарушены, показал, что 53,3% никуда не обращались, 16,9% обратились в уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей, 15,9% обратились за помощью к частным юристам и только 14% - в общественную организацию по защите прав потребителей.

Рассматривая ответы опрошенных на вопрос о том, почему при нарушении прав потребителя они не обращались в общественные объединения по защите прав потребителей за помощью, большинство ответили, что не знают о существовании таких объединений. Поэтому остро стоит вопрос о формировании нового активного, информированного, взыскательного и требовательного потребителя.

При этом, отмечается стабильная позиция в низкой оценке роли общественных организаций в деле эффективного обеспечения потребительских прав граждан. На самом деле способность неправительственных организаций самостоятельно и эффективно решать проблемы потребителей все еще недооценена. Сотрудничество общественных объединений потребителей с государственными структурами способствуют разрешению общественными объединениями потребителей многих проблем в сфере защиты прав потребителей.

На сегодняшний день общественная система защиты прав потребителей включает в себя общества по защите прав потребителей и иные неправительственные организации. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 172 общественных объединений потребителей, из них                    по данным налоговых органов действуют только 55.

Проведенный анализ показывает, что проблема финансирования деятельности общественных организаций так и не нашла своего разрешения, что не позволяет данным структурам в должной мере реализовывать общественную защиту прав потребителей. Это выражается в отсутствии квалифицированных кадров, технического и материального оснащения, что ведет к отсутствию возможности оказания объединениями по защите прав потребителей эффективной и безвозмездной помощи потребителям.

 

Механизмы защиты прав потребителей, касающиеся деятельности общественных объединений, подлежат концептуальной переоценке при существенной поддержке со стороны государства. В условиях сокращения контрольных функций государства, повышение уровня защиты прав потребителей должно быть обеспечено путем создания эффективного механизма общественной защиты потребителей, реализуемого общественными объединениями потребителей.

В Послании Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» поставлена задача о необходимости институционального усиления и активного использования потенциала общественных организаций по защите прав потребителей.

В соответствии с Посланием Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» при выстраивании эффективной системы защиты прав потребителей необходимо активизировать инструменты саморегулирования и общественного контроля.

Повышение качества жизни казахстанцев неразрывно связано с повышением уровня защиты прав потребителей. От защищенности потребителей зависит и развитие предпринимательства. Только уверенные в своих правах потребители обеспечат повышенный спрос на товары, работы и услуги.

В Стратегии «Казахстан-2050» указывается, что на законодательной основе необходимо создать условия, при которых бизнес будет сам регулировать вопросы контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг, выработать новую систему защиты прав потребителей, исключив для них многоуровневую систему принятия судебных решений. 

На заседании Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2020 года Министерству торговли и интеграции РК совместно с заинтересованными государственными органами было поручено утвердить План мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей (утвержден 10 декабря 2020 года № 20-3/06-316 п. 2.2 Первым Заместителем Премьер-Министра РК А. Смаиловым), предусматривающий совершенствование законодательства в сфере защиты прав потребителей, в части:

- объединения общественных объединений потребителей в единую ассоциацию (союз) в сфере защиты прав потребителей;

- проработка вопроса введения института омбудсмена по защите прав потребителей.

При разработке Концепции также принята во внимание аналитическая справка РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан по результатам анализа эффективности Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее – Закон) от 11 июня 2021 года и предложения и рекомендации по итогам первого заседания Межведомственного совета по защите прав потребителей от 25 июня 2021 года.

Выполнение вышеуказанных задач в полной мере возможно путем введения следующих системных подходов: 

I. Институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет деятельности единой организации по защите прав потребителей и введения института омбудсмена по защите прав потребителей.    

II. Актуализация законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В связи с чем, предлагается внесение соответствующих изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».

I. Институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет деятельности Единой организации по защите прав потребителей и введения института омбудсмена по защите прав потребителей

А) Создание Единой ассоциации по защите прав потребителей.

Международные стандарты, как и международные договоры с участием Республики Казахстан не предписывают создания единой национальной организации по защите прав потребителей, но предполагают, допускают или даже поощряют создание на национальном и региональном уровнях единых организаций по защите прав потребителей, для их участия в разработке и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей посредством их взаимодействия с государственными и наднациональными органами регулирования, с одной стороны, и объединениями потребителей, с другой стороны.

Общемировая и региональная практика защиты прав потребителей, как и опыт зарубежных государств свидетельствуют о многообразии моделей правового регулирования вопросов, связанных с организациями по защите прав потребителей и их участием в разработке и реализации политики в сфере защиты прав потребителей. При этом любое регулирование статуса такой единой организации основано на понимании того, что защита прав потребителей является сферой влияния государства, в связи с чем финансирование таких организаций частью осуществляется (помимо иных источников финансирования) со стороны государственных институтов власти.

Кроме того, довольно либеральный государственный контроль в сфере защиты прав потребителей и малочисленность личного состава уполномоченного органа в этой сфере стимулирует роль и важность общественного контроля, проводимого объединениями потребителей, а его централизация в руках Единой ассоциации повысила бы его эффективность.

 

Поэтому не вызывает сомнений, что назрела целесообразность и даже необходимость (с учетом не только международной практики, но и обязательств Республики Казахстан по Договору о Евразийском Экономическом Союзе), законодательного обеспечения условий и оснований для учреждения и деятельности единой организации в Казахстане.

В этой связи предлагается заложить законодательную основу для функционирования Единой организации по защите прав потребителей в форме Ассоциации юридических лиц (объединений потребителей) в организационно-правовой форме некоммерческой организации, основанной на началах членства, по аналогии с Национальной палатой предпринимателей, но при этом слепо не копируя ее строение и принцип деятельности.

Целями и задачами единой организации по защите прав потребителей должны стать:

1) содействие продвижению и защите прав потребителей посредством взаимодействия с государством и объединениями потребителей при разработке, принятии и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

2) пропаганда и разъяснение прав потребителей, а также участие в создании и функционировании систем обмена информацией в сфере защиты прав потребителей.

Принципами деятельности единой организации должны стать:

1) независимость от государства и бизнеса в осуществлении своей деятельности, даже с учетом обязательности государственного финансирования ее деятельности;

2) законность деятельности и компетентность в вопросах продвижения и защиты прав потребителей;

3) некоммерческий характер деятельности, в том числе отсутствие цели получения прибыли;

4) обязательность ее участия в разработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, согласовании нормативных правовых актов, касающихся интересов потребителей;

5) по возможности представительство во всех регионах страны, обеспечивающее членство в единой организации широкого круга объединений потребителей и выражение ею мнения максимально большого круга групп потребителей;

6) прозрачность и публичность деятельности единой организации и использования ею финансовых средств.

Основными функциями единой организации будут являться:

1) предоставление независимой информации относительно имеющихся товаров и услуг, а также осуществление образовательной деятельности с тем, чтобы позволить потребителям принимать решения на основе надлежащей информированности, чтобы они могли осмысленно и ответственно осуществлять потребительский выбор;

2) организация коллективных и иных публичных мероприятий по возникающим вопросам защиты прав потребителей с целью реализации коллективной возможности для потребителей выражения своих мнений и демонстрации своей позиции;

3) консультирование потребителей по отдельным потребительским жалобам и оказание им содействия в восстановлении нарушенных их прав и получении возмещения ущерба;

4) участие в диалоге с государством и бизнесом с целью доведения до них интересов потребителей;

5) представление позиции потребителей в уполномоченных и консультативно-совещательных органах с целью обеспечения защиты прав потребителей;

6) сотрудничество в рамках своих полномочий с местными, региональными, национальными и международными заинтересованными организациями;

7) обзоры и исследование проблем, с которыми сталкиваются потребители, включая влияние государственной политики на потребителей, и доведение их результатов до сведения потребителей, разработчиков государственной политики, в том числе с использованием средств массовой информации.

Формами и условиями финансирования единой организации могут быть:

1) государственное финансирование в форме целевых грантов и/или членских взносов;

2) благотворительные взносы на условиях и в размерах, предусмотренных законом в целях обеспечения независимости единой организации и недопущения ее вовлечения в неправомерную деятельность;

3) гранты для осуществления, например, представительства потребителей по групповым искам;

4) финансирование донорскими организациями проектов по вопросам защиты прав потребителей;

5) иные источники, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Б) Введение института омбудсмена по защите прав потребителей.

Институт омбудсмена уже стал неотъемлемой частью современной модели эффективного государственного управления, создание которого становится коллективным процессом, учитывающим интересы всех сторон.

Для этого государство должно обеспечить прочную правовую основу для института омбудсмена, определив его основные задачи, гарантируя его независимость для эффективного выполнения им своих функций, как на национальном, так и на международном уровнях, с учетом существующих международных стандартов и рекомендаций в отношении института омбудсмена.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что потребность в таком институте возникает тогда, когда существующие институты не справляются с функциями защиты прав граждан в различных сферах и возникает необходимость введения дополнительного института для их защиты. Распространение института омбудсмена и включение его в политическую систему ряда стран объясняется прежде всего постоянно растущим проникновением общественных интересов в сферы деятельности государства.

Тенденции введения института омбудсмена способствует большое количество обращений потребителей в государственные органы, что приводит к их перегруженности. В таких условиях граждане сталкиваются с бюрократизмом этих органов, что приводит к недовольству граждан и вызывает их недоверие к государству.

Если говорить о сфере защиты прав потребителей, то институт омбудсмена будет заниматься вопросами, связанными с защитой прав и законных интересов потребителей. На основании изложенного, предлагается выбрать или назначить омбудсмена по защите прав потребителей из числа опытных и авторитетных общественных активистов в этой сфере. Видится, что назначение омбудсмена должно входить в компетенцию Правительства Республики Казахстан.

Задачей омбудсмена будет являться защита потребителей не только от нарушения прав, злоупотреблений со стороны субъектов розничной торговли и оказания услуг, но и от бездействия, системных ошибок и несправедливых решений при рассмотрении обращений потребителей со стороны государственных органов. Деятельность омбудсмена поможет улучшить государственное управление и сделает государственную власть более прозрачной и подотчетной. Институт омбудсмена может иметь и узкую специализацию, не охватывая всю сферу защиты прав потребителей. К примеру, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» учреждена соответствующая должность в этой сфере.

Основными функциями омбудсмена будут являться:

1) прием и рассмотрение жалоб от потребителей в случае, если вопросы, отраженные в них, не нашли разрешения в государственных органах и объединениях потребителей;

2) мониторинг общей ситуации с правами потребителей в стране и информирование об этом общества и государства;

3) запрос от государственных органов и субъектов бизнеса, необходимых для рассмотрения жалоб потребителей сведений;

4) дача предложений соответствующим государственным органам по совершенствованию законодательства, затрагивающего права потребителей;

5) предоставление населению соответствующих отчетов о результатах своей деятельности;

6) дача в рамках своей компетенции рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей;

7) выявление и анализ существующих системных проблем, которые нуждаются в принятии соответствующих решений для недопущения их повторения;

8) участие в урегулировании спорных (конфликтных) ситуаций между потребителями и бизнесом, предложение сторонам взаимно удовлетворяющих правовых способов разрешения проблем;

9) представление интересов потребителей на всех площадках и принятие мер по защите нарушенных их прав.

II. Актуализация законодательства в сфере защиты прав потребителей.

А) Пересмотр механизма мероприятий в системе защиты прав потребителей, необходимых для достижения целей их защиты.

Поправками в Закон от 25 июня 2020 года уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей приняты законодательные поправки, которые способствуют построению целостной системы защиты прав потребителей с вовлечением неправительственных организаций и бизнеса, в том числе внедрена так называемая трехступенчатая система рассмотрения и разрешения жалоб потребителей (1 этап – продавец и субъекты досудебного урегулирования споров, 2 этап – государственные органы, 3 - суд).

Однако, в настоящее время сложилась ситуация недостаточного эффекта алгоритма защиты прав потребителей ввиду сложившейся практики возврата исков потребителей судами (по информации общественных объединений потребителей согласно позиции Верховного Суда до обращения в суд потребители обязаны пройти последовательные этапы механизма защиты своих прав, включая обращение в государственный орган, хотя государственный орган должен вовлекаться исключительно исходя из желания потребителя наказать недобросовестного предпринимателя, поскольку зачастую потребитель хочет лишь восстановить свои права без карательных мер, что не требует обращения в государственный орган).

Согласно пункта 1 статьи 42-5 Закона: «1. Потребители вправе обратиться с заявлением либо жалобой в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, путем подачи обращения в письменной форме либо посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей.».

Данная норма предусматривает «право потребителей» обратиться в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей.

В тоже время, пункт 2 статьи 42-1 Закона определяет комплекс последовательных мероприятий, защиты прав потребителей, включающих в себя поэтапное обращение потребителей к продавцу, субъектам досудебного урегулирования споров, государственным органам и наконец к суду.

В этой связи, предлагается пересмотреть механизм по последовательности мероприятий, усовершенствовав действующий механизм и сохранив возможность досудебного урегулирования споров исключительно между сторонами потребительского спора с учетом соблюдения конституционных прав гражданина на судебную защиту. При этом усматривается, что потребители, а не только иные истцы (здесь общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы)) по искам, связанным с нарушением прав потребителей, должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. Или же в качестве исключения можно было предоставить такое освобождение тем группам потребителей, которые перечислены в пункте 8 статьи 42-3 Закона, хотя в аналогичных законах ряда наших партнеров по СНГ все потребители освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче самостоятельного иска по вопросам защиты своих прав в судах. Это потребует соответствующей поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Б) Введение в Закон понятия «технически сложный товар».

В Законе не предусмотрено понятие «технически сложный товар», позволяющее классифицировать товары и определить условия их реализации, сроки обмена и возврата, учитывая их характеристики и сложности внутреннего устройства, необходимость наличия опции по гарантийному ремонту и возможности устранения недостатков, (к примеру, автомобили, сложная бытовая техника).

Действующим Законом установлены единые сроки при возврате и обмене товара. Однако соблюдение этих сроков для определенных товаров является невозможным по объективным причинам.

Следует отметить, что данный термин определен в аналогичном законе Российской Федерации и Республики Беларусь - участников Евразийского экономического союза.  Сохраняя права потребителя об отказе от исполнения договора купли-продажи и требования возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявления требования о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в случае обнаружения в нем недостатков и в отношении технически сложного товара, российский законодатель дает возможность потребителю на предъявление таких требований, которые подлежат удовлетворению и по истечении оговоренного в Законе срока, в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных Законом сроков устранения недостатков товара и невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Поэтому предлагается внести в Закон термин «технически сложный товар».

В) Введение в Закон понятия «существенный недостаток товара (работы, услуги)».

В Законе не предусмотрено понятие «существенный недостаток товара (работы, услуги)», позволяющее потребителю сократить время принятия решения о возврате денег или замены товара при наличии таких недостатков.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который содержит в себе следующие факторы:

– несоразмерности стоимости товара (работы, услуги) и расходов на устранение недостатка;

– устранение недостатка, включая время ожидания поставки запасной части, превышает установленный законом срок или настолько затягивается, что для потребителя уже теряется актуальность такого устранения;

– однотипный недостаток выявляется неоднократно;

- такой недостаток делает невозможным использование товара (работы, услуги) по целевому назначению.

Введение понятия «существенный недостаток» позволит реализовать право потребителя потребовать возврата денег или замены товара в случае невозможности либо нецелесообразности устранения недостатков товара, а также его использования по целевому назначению. 

В случае обнаружения существенных недостатков покупатель вправе требовать его замены либо расторжения договора купли-продажи товара.

Таким образом, если ремонт невозможен либо нецелесообразен за потребителем сохраняется право вернуть деньги или заменить товар.

В контексте усиления ответственности бизнеса перед потребителями в рамках законопроекта введение данной нормы позволит сохранить баланс интересов потребителей и предпринимателей. Более того, в законодательстве стран-партнеров по ЕАЭС понятие «существенный недостаток товара (работы, услуги)» имеется.

Г) Уточнение понятия «абонентское устройство сотовой связи» и упорядочение рассылки сообщений о планируемых или проводимых акциях от субъектов торговли.

На сегодняшний день под понятие «абонентское устройство сотовой связи» подпадают не только мобильные телефоны, но и все устройства                         с опцией установления SIM-карты, что требует разграничения. К примеру, в Законе Республики Казахстан «О государственных услугах» используется понятие «абонентское устройство подвижной сети», где речь идет именно о сотовых телефонах.

В этой связи, предлагается пересмотреть данное понятие и распространить его исключительно на мобильные телефоны, для чего требуется в Законе четко уточнить понятие, применив его только к сотовым телефонам.

В последние годы участилась рассылка «навязчивых» коммерческих сообщений о планируемых или проводимых акциях от субъектов торговли и чтобы упорядочить этот процесс необходимо закрепить в Законе дефиницию понятий «рассылка СМС сообщений/sms-рассылку», «спам», определить критерии законности их рассылки, регламентировать формы согласия абонента, как потенциального потребителя, на получение таких сообщений о планируемых или проводимых акциях от субъектов торговли и возложить обязанность по доказыванию наличия такого согласия на субъектов торговли, предусмотреть меры ответственности за рассылку рекламных сообщений без согласия получателя, установить принцип OPT-OUT (возможность абонента в любой момент отписаться от рассылки), после чего субъект торговли обязан остановить осуществление рассылки в течение определенного срока со дня получения такого отказа.

Д) Введение института по начислению общественным объединениям потребителей вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю.

В целях дисциплинирования субъектов бизнеса, реализующих товары потребителям либо выполняющих для них работы или оказывающих им услуги, а также для стимулирования общественных объединений потребителей предлагается ввести норму в Закон по взысканию с ответчика (здесь субъекта бизнеса) законной неустойки (штрафа) с перечислением части от удовлетворенной суммы иска в соответствующий местный бюджет, откуда можно будет затем выделять целевые деньги на защиту прав потребителей, и части на расчетный счет общественного объединения потребителей в случае подачи им иска в интересах потребителей и удовлетворения судом предъявленных им требований. Это потребует уточнения компетенции органов местного государственного управления и самоуправления. Более того, в аналогичных законах наших соседей по Евразийскому Экономическому Союзу (Российской Федерации и Республики Беларусь) имеются такие нормы.

В настоящее время норма о перечислении суммы штрафа с ответчика в соответственных частях в бюджет и общественному объединению потребителей отсутствует, но ранее присутствовала в Законе Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» в размере 70 процентов в бюджет и 30 процентов общественному объединению. Предполагается, что при наличии довольного большого количества потребительских споров, разрешаемых в судах, это будет серьёзным подспорьем для пополнения местного бюджета, который будет нести расходы на сферу защиты прав потребителей, и дополнительного источника финансирования общественных объединений потребителей и стимула для них для более активной защиты интересов потребителей в судах.  

Е) Распространение базовых принципов Закона на сферы финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона права потребителей в сферах финансовых, коммунальных, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.

Согласно данной норме базовые принципы, заложенные в Законе, не распространяются на вышеуказанные сферы деятельности. В тоже время не во всех соответствующих отраслевых законах и подзаконных нормативных правовых актах четко расписаны права и обязанности потребителей и продавцов, пути решения потребительских споров.

 

По информации общественных объединений потребителей они часто сталкиваются с проблемами защиты прав и законных интересов потребителей в вышеуказанных сферах в судебном порядке.

На основании изложенного, предлагается распространить базовые принципы Закона на сферы финансовых, коммунальных, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, сохранив отраслевое регулирование и компетенцию соответствующих государственных органов. Более того, на эти сферы тогда также будут распространяться основания недействительности и ничтожности условий договора, ущемляющих права потребителей.

Ж) Установление четкого правового регулирования продажи товара при дистанционном способе

Мировая эпидемия коронавируса стала драйвером для развития сферы электронной торговли. Потребители, опасающиеся за свое здоровье и не желающие проводить много времени в общественных местах, активнее пользуются платформами электронной коммерции. Такой переход к онлайн торговле может стать долгосрочным трендом, основанным на добросовестности предпринимателя и доверии потребителя.

Однако потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет.

Сегодня на рынке существуют интернет-магазины, не отличающиеся от реальных, добросовестно осуществляющих свою деятельность онлайн субъектов.

К примеру, злоумышленники создают сайт, заполняя его вымышленной продукцией с установлением цен ниже рыночных (с предложением скидок и распродаж), а также с опцией 100% предоплаты безналичным расчетом посредством банковской карты. При этом, после оплаты заказа, товар до покупателя не доходит, а сам интернет-магазин исчезает.

В целом, дистанционный способ продажи товаров состоит в заключении договора розничной купли-продажи на основании ознакомления покупателя с товарами в специальных каталогах, буклетах, в представленных продавцом на фото, видеоматериалах или с использованием почтовой связи, электросвязи, телевидения, сети Интернет и другими способами передачи информации. Другими словами, дистанционной торговлей признаётся любая торговля, осуществляемая вне стационарных мест торговли, когда покупатель не имеет возможности ознакомиться с товаром до его получения.

По информации общественных объединений потребителей
в действующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет существует ряд пробелов. В этой связи, для действенной защиты прав потребителей в электронной торговле гражданским обществом предлагаются следующие меры:

1) Законодательное установление минимального перечня сведений и условий при заключении электронного договора, гарантирующего от обмана и мошенничества при оплате товаров через Интернет и соблюдения прав потребителей и обязанностей продавцов, и условий участия реализаторов товаров в такой торговле.

2) При создании сайта обязательная регистрация и предоставление сведений об юридическом лице, ответственном за сайт и за участвующих в этом сайте в качестве реализаторов товаров. Ведение реестра таких реализаторов.

3) Официальное подтверждение о том, что сайт действительно является участником электронной коммерции.

4) При выявлении фактов обмана и мошенничества при покупке товаров через определенный Интернет сайт блокирование соответствующим государственным органом такого сайта.

5) Внедрение механизма аккумуляции денежных средств потребителя в банке-агенте до момента реального получения потребителем товара и после этого перечисление его денег электронному продавцу товара.

6) Повышение роли организации, участвующей в выдаче товара потребителю, в процессе купли-продажи товаров по дистанционном способу.

К примеру, информация о лице, организующем дистанционный способ продажи товаров (оказания услуг), и его ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) предусмотрена в Федеральном Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». В нем есть понятие владельца агрегатора - организации независимо от организационно-правовой формы либо индивидуального предпринимателя, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов). Владелец агрегатора обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также надежность и безопасность расчетов между потребителем и продавцом (исполнителем)).

Есть наработанный опыт по части электронной торговли в Республике Беларусь и Китае.

З) Конкретизация нормы о недействительности и ничтожности условий договора, ущемляющих права потребителей

В соответствии с пунктом 1 статьи 8-1 Закона продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

В пункте 2 статьи 8-1 Закона перечислены условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора. Однако, законодатель, акцентируя внимание на условиях, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителей при заключении договора, не предусмотрел основания его недействительности, в случае их включения в договор с потребителем, хотя в аналогичных законах наших соседей по Евразийскому Экономическому Союзу (Российской Федерации и Республики Беларусь) имеются статьи о недействительности условий договора, ущемляющих права потребителя. Это важно так, как в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Гражданского Кодекса РК сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка). Отсутствие прямого указания о недействительности условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителей, лишает их фактора императивности.

В связи с изложенным, для более эффективной защиты прав потребителей, предлагается правильно озаглавить статью 8-1 Закона, содержащую нормы, предусматривающие недействительность и ничтожность условий договора, перечисленных в пункте 2 этой статьи.

И) Устранение правовых пробелов, нечетких норм, имеющих различное толкование, влияющих на правоприменительную практику и результативность правовой защиты потребителей

Согласно части первой пункта 3 статьи 24 Закона «О правовых актах», текст нормативного правового акта содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.

В тоже время в Законе имеются правовые пробелы. В частности, не урегулированы моменты, когда товар приобретается «с рук». Получается, что процесс такой торговли проводится вне рамок Закона, но в рамках гражданско-правовых отношениях, регулируемых Гражданским Кодексом РК.

Далее, нормы, касающиеся прав и обязанностей сторон купли-продажи товаров (получения-оказания услуг, принятия-выполнения работ), как в Гражданском и Предпринимательском Кодексах РК применительно к взаимоотношениям потребителей и субъектов бизнеса, так и в Законе должны быть синхронизированы.

Кроме того, с введением в Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года понятия «импортер» необходимо аналогично ввести в Закон такое же понятие так, как продавец реализует не только изготовленные в стране товары, но и ввезенные в нее. В частности, согласно аналогичному закону Российской Федерации импортер – это организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Причем, как показывают обращения потребителей, именно импортные товары, в большинстве своем, грешат небезопасностью и не качественностью.

Аналогично необходимо ввести в Закон понятие «уполномоченное изготовителем лицо», которым является зарегистрированное в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое на основании договора с изготовителем, в том числе с иностранным, осуществляет действия от имени этого изготовителя при выпуске в обращение товара на территории Республики Казахстан так, как у казахстанского потребителя должна быть возможность по аналогии с Российской Федерацией предъявлять претензии к официально уполномоченному изготовителем, в том числе иностранным, лицу на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Также аналогично с такими же законами стран СНГ необходимо в Законе отразить возможность предъявления продавцами, удовлетворившими претензии потребителей, регрессных требований к изготовителям и импортерам, не участвующим в процессе реализации товаров потребителям и к которым потребители не обращались с претензиями.

Любой нормативный правовой акт, касающийся вопросов защиты прав потребителей, должен быть согласован с Единой ассоциацией, представляющей интересы потребителей, а такая ассоциация обязательно для более результативной реализации защиты их прав представлена в общественных советах, образуемых государственными органами, что потребует внесения поправок в соответствующие законы.

Далее, не только продавцы (изготовители, исполнители) обязаны предоставить потребителю информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе), но и администрация торгового объекта (торгового рынка) обязана обеспечить наличие такой информации. Более того, при введении такой нормы контролирующему органу будет легче восстанавливать нарушенные права потребителей так, как администрация будет заинтересована, чтобы продавцы (исполнители), работающие на территории торгового объекта (торгового рынка), соблюдали предусмотренные Законом обязанности.

Ввиду последних изменений в Закон у потребителя появилась возможность подать обращение о нарушении потребительских прав через Единую информационную систему защиты прав потребителей. Единая система – это платформа для потребителей, продавцов, изготовителей, услугодателей, неправительственных организаций и государственных органов, это единое окно подачи обращений и контроля за их рассмотрением. Для реализации данной идее каждому субъекту торговли и сферы оказания услуг должен быть присвоен уникальный идентификатор - QR-code, который будет размещен на видном месте. Если потребитель посчитает, что его права нарушены, он, просканировав QR-code, сможет войти в систему и направить жалобу в адрес продавца, изготовителя, услугодателя, общественного объединения потребителей, государственного органа.

Однако ввиду добровольной по Закону регистрации не все субъекты торговли и сферы оказания услуг наделены таким кодом, что, в свою очередь, ограничивает потребителя в использовании сайта https://etutynushy.kz и соответственно прав на защиту своих интересов. В тоже время в Законе присутствует императивная норма, что посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей, в том числе продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр. Более того, статья 27 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан прямо предусматривает обязанность субъектов предпринимательства соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы физических и юридических лиц. Поэтому необходимо устранить в Законе конкуренцию этих норм и хотелось бы рекомендовать продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) активнее подключаться к этой Единой системе.

По итогам сложившейся практики по просьбе общественных объединений для повышения ее эффективности предлагается в Законе более четко расписать механизм общественного контроля, изменить подведомственность рассмотрения некоторых статей Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, предоставив больше рычагов уполномоченному органу в сфере защиты прав потребителей.

          3. Цели принятия проекта Закона

Целями принятия законопроекта являются:

- институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет деятельности Единой организации по защите прав потребителей и введения института омбудсмена по защите прав потребителей;

- четкая регламентация прав потребителей и алгоритма их защиты;

- сокращение жалоб, поступающих в судебные органы, за счет усиления механизма досудебного урегулирования потребительских споров, но в тоже время реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма.

- установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг;

- формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;

- актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;

- повышение доверия населения к институтам государственной власти;

- повсеместное повышение правовой и потребительской грамотности населения;

- более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей;

 

4. Предмет регулирования проекта закона

Проект Закона регулирует общественные отношения в сфере защиты прав потребителей и способствует выстраиванию эффективной защиты прав потребителей для справедливого, несопряженного со значительными расходами и безотлагательного урегулирования потребительских споров.

5. Структура и содержание проекта закона

Структура законопроекта включает две статьи:

Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

1) Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года;

2) Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»;

3) Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года
«О регулировании торговой деятельности»;

4) Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей»;

5) Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах»;

6) Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах».

Статьей 2 определяется введения в действие настоящего Закона.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере

1) В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 10, пункта 2 статьи                   35 Закона потребитель вправе расторгнуть договор, согласно частей 1 и 2 пункта 4 статьи 34, части второй пункта 2 статьи 36 Закона вправе отказаться от договора, а в соответствии с пунктом 3 статьи 36, частью второй пункта 5 статьи 38 Закона исполнитель вправе расторгнуть договор.

Согласно пункта 1 статьи 404 ГК РК односторонний отказ от исполнения договора (отказ от договора) допускается в случаях, предусмотренных указанным кодексом, иными законодательными актами или соглашением сторон, а в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РК договор считается измененным или расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора (отказа от договора соответственно частично или полностью (статья 404 ГК РК).

Норма части второй пункта 7 статьи 23 Закона РК «О правовых актах» предусматривает, что термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте, регулирующем однородные общественные отношения.

С учетом изложенного, для приведения в соответствие с пунктом 1 статьи 404 ГК РК терминов и определений, используемых в Законе, предлагаем заменить в абзаце 2 и 3 пункта 2 статьи 10, в пункте 2 статьи 35, в пункте 3 статьи 36, в части второй пункта 5 статьи 38 Закона словосочетание «расторгнуть договор» на «отказаться от договора».

Кроме того, думается, что, несмотря на его регламентацию в Гражданском Кодексе РК, надо уточнить понятие договора в Законе так, как в большинстве случаев между потребителем и продавцом (исполнителем) происходит устная форма сделки при самом ее совершении. В Законе Казахской Советской Социалистической Республики от 5 июня 1991 года «О защите прав потребителей» использовалось понятие «договор» – это устное или письменное соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве, сроке, цене и других условиях, на которых осуществляется купля, продажа, работы и услуги.

В пункте 7 статьи 30 Закона необходимо, учитывая, что товары часто покупаются на заемные у банков деньги, представители которых расположены в торговых центрах, по аналогии с аналогичным законом Российской Федерации отметить, что в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).   

2) Согласно преамбуле, Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами). 

В соответствии с подпунктом 4) статьи 1 Закона «О правовых актах» Закон — это нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан. 

Между тем, в преамбуле Закона не указаны общественные отношения, которые он регулирует. 

С учетом изложенного, предлагается устранить данное противоречие и включить в преамбулу Закона общественные отношения, которые он регулирует. 

3) В соответствии с частью четвертой статьи 24 Закона изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения товара. 

В тоже время согласно подпункту 11) статьи 1 Закона товар — это продукт (продукция) деятельности не только изготовителя, но и исполнителя. Однако в тесно связанном с Законом в Законе «О техническом регулировании» от 30 декабря 2020 года закреплено понятие «продукция», как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Как видно законодатель не связывает данное понятие с чей-либо деятельностью и это правильно. Более того, товар не может быть продуктом деятельности исполнителя. Исполнитель выполняет работу или оказывает услугу, которые имеют результат.

Кроме этого, в соответствии с подпунктом 7) статьи 1 Закона срок службы - это период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению. Следовательно, срок службы товара или результата работы должен входить в круг обязанностей изготовителя или исполнителя.   

Далее, часть четвертая статьи 24 Закона не содержит обязанности изготовителя устанавливать срок службы товара, хотя в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона, на товары, использование которых сверх определенного срока является опасным для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды, устанавливается срок службы, данная обязанность предусмотрена. Кроме этого, в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона изготовитель (исполнитель) должен предупреждать потребителя об установленном сроке использования (сроке годности, службы) товара (результате работ, услуги) или его части, обязательных условиях его использования и возможных последствиях в случае их невыполнения, а также о необходимых действиях по окончании этого срока. 

Таким образом, в части четвертой статьи 24 Закона имеется пробел, а именно не указана обязанность изготовителя устанавливать срок службы товара. 

В целях восполнения данного пробела предлагается часть четвертую статьи 24 Закона изложить в следующей редакции: «Изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения, срок службы товара» и исключить уточнение в подпункте 11) статьи 1 Закона касательно изготовителя и исполнителя.

4) В соответствии с подпунктом 2) статьи 6 Закона государственные органы в пределах своей компетенции применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей.                                                           

Заметим, что отсутствие в данной норме указания на вид ответственности, приводит к дискретности полномочий должностных лиц государственных органов и создает коррупционные риски, способствуя возникновения причин и условий, совершения коррупционных правонарушений. 

Например, в подпункте 11) статьи 5 Закона конкретно определены полномочия уполномоченного органа по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей. 

Следует отметить, в соответствии с пунктом 4 раздела 2 Методических рекомендаций по определению типовых функций государственных органов, утвержденных постановлением Правительства РК от 31 августа 2016 года № 489: «В законах должны содержаться нормы, устанавливающие основные задачи, функции государственного органа, предоставленные ему в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций, прежде всего касающихся взаимодействия государственных органов с физическими и юридическими лицами и организациями». Согласно пункта 25 раздела 2.1 указанных выше Методических рекомендаций, установлены типовые функции государственных органов на уровне закона: «Выявление, предупреждение, пресечение, расследование и рассмотрение преступлений и административных правонарушений в соответствии с законодательством Республики Казахстан». 

В связи с чем, предлагается изложить подпункт 2) статьи 6 Закона в следующей редакции: «применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан».

         5) Учитывая вышеуказанную аналитическую справку РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан, международный опыт, а также поступающие в уполномоченный орган предложения, думается, что необходимо расширить перечень исключений в пункте 1 статьи 30 Закона товарами, изготовленными для потребителя по его индивидуальному заказу, имеющими индивидуально-определенные свойства, сыпучими и наливными товарами, товарами бытовой химии, пестицидами и агрохимическими препаратами, изделиями из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненными драгоценными камнями, не исчерпывать перечень метражных товаров, разграничить в Законе понятия «компетенция» и «функции» государственного органа, которые существенно отличаются друг от друга и несут разную смысловую и правовую нагрузку, устранить в части первой статьи 8 и в подпункте 1) статьи 7 Закона дублирующие нормы, путем исключения части первой статьи 8 Закона, дополнить часть 1 статьи 40 Закона словами «распространение правовых основ потребительского образования и повышения правовой грамотности в целях обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами, работами и услугами», подпункт 3) пункта 1 статьи 41 Закона словами «путем проведения комиссионных контрольных закупов, с участием представителей общественных объединений потребителей и государственных органов», а подпункт 4) словами «и обращаться в соответствующие контролирующие органы без доверенности потребителя», предусмотреть срок возврата уплаченной денежной суммы в статье 14 Закона.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона

 Ожидается, что реализация мер, предусмотренных законопроектом, будет способствовать повышению уровня защиты прав потребителей, усилению позиции неправительственных организаций в системе досудебного рассмотрения потребительских споров и оказанию профессиональных представительских услуг, а также путем проведения общественного контроля, расширения полномочий и закрепления его функций в области защиты прав потребителей.

Таким образом, принятие данного законопроекта повлечет позитивные правовые и социально-экономические последствия в виде совершенствования законодательной базы в сфере защиты прав потребителей, эффективного взаимодействия и координации деятельности государственных органов, судов, институтов досудебного регулирования потребительских споров, саморегулирования, общественных объединений потребителей, палат юридических консультантов и субъектов предпринимательства.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона

Отсутствует.

 

 

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами

Вопросы защиты прав потребителей регламентированы в Гражданском кодексе Республики Казахстан, Гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан, Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Предпринимательском кодексе Республики Казахстан, законах Республики Казахстан «О защите прав потребителей», «О регулировании торговой деятельности», «О саморегулировании», «О медиации» и иных законодательных актах.

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта

Как указывается в UNCTAD Manual (Руководство по применению UNGCP), в UNGCP содержатся неоднократные ссылки на роль объединений потребителей, включая содействие их развитию со стороны правительств, которое может пониматься как предполагающее их финансовую поддержку.

В UNCTAD Manual подчеркивается, что вовлечение объединений потребителей в вопросы защиты прав потребителей в настоящее время широко признано. Такие объединения получили право представлять интересы при принятии национальных конституций и законов о защите прав потребителей, разработке государственной политики по защите прав потребителей, в процессе возмещения понесенного потребителями ущерба (в специализированных судах) и в альтернативном разрешении споров, в отраслевых организациях медиации, в процессах отраслевого регулирования и при спонсируемой правительством разработке кодексов поведения.

Такое признание государственными органами роли объединений потребителей не всегда может ожидаться, однако во многих случаях движение по защите прав потребителей инициируется и поддерживается государством, когда возникает потребность регулировать рационализацию потребления продуктов и иных ресурсов. В таких случаях процедуры такого участия объединений потребителей признаются на уровне закона, а самим таким объединениям предоставляется право быть представленными в процессе, когда принимаются важные регулирующие решения, и на государственные органы возлагается обязанность консультироваться с этими объединениями.

В то же время, в UNGCP не предусматривается создание именно единой организации, и не устанавливается каких-либо требований к ее статусу.

В рекомендациях ОЭСР также не обнаруживается специальных положений, относящихся к созданию на национальном уровне какой-либо единой организации по защите прав потребителей. В то же время многократно указывается на роль организаций потребителей, например, признавая их деятельность по защите коллективных интересов потребителей и предполагая регулирование исков, подаваемых потребительскими организациями в качестве представителей стороны потребителей, понесших экономический (имущественный) ущерб в результате подобной деятельности одного и того же лица или группы связанных лиц.

Существует другая форма организации интересов потребителей в странах ЕС, а именно не объединение физических лиц в ассоциацию, но объединение различных существующих потребительских организаций под своего рода зонтичной организацией (umbrella organization). В качестве примера можно привести существование таких организаций в ФРГ, Нидерландах, Люксембурге, Дании.

Такие же зонтичные организации в настоящее время существуют в . В частности, Национальная организация потребителей Сербии () является зонтичной потребительской организацией, в которую входят 14 членов, включая национальные и региональные потребительские организации со всей страны. NOPS основана в 2004 году как неправительственная, некоммерческая и не преследующая цели извлечения прибыли организация, главная цель которой состоит в том, чтобы сделать защиту прав потребителей эффективной в Сербии. NOPS продвигает правила, улучшающие защиту потребителей, вклад в разработку национальной потребительской политики и обучает, информирует и консультирует потребителей, а также представляет их интересы. NOPS также имеет несколько важных подписанных меморандумов о сотрудничестве с государственными учреждениями с целью улучшения потребительской защиты на местном / региональном / национальном уровнях.

Другим примером служит опыт Македонии, где функционирует Consumers Organization of Macedonia (COM), которая была основана как общественная ассоциация в 1996 году (в форме гражданского объединения потребительских организаций). COM также является «зонтичной» организацией, существует для защиты прав потребителей, в том числе по вопросам возмещения ущерба в случае нарушения их прав, и исполняет функции консультирования, информирования и повышения образовательного уровня потребителей в отношении их индивидуальных и коллективных потребительских прав, представительства их интересов в политических и законотворческих процессах, участвует в государственных программах по защите прав потребителей.

Вместе с тем, ввиду слабости существующих потребительских организаций и трудности в организации интересов потребителей, правительства многих государств ЕС посчитали необходимым представлять интересы потребителей на полупубличной основе. Правительство обычно использует организационно-правовые формы, доступные в сфере частного права, и предполагает финансировать эти организации. В качестве примеров приводится опыт Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Ирландии.

При этом отмечается, что организация таких образований в разных странах сильно отличается. В основном используется организационная форма объединения (ассоциации), но в для этого также использовалась форма фонда частного права. Различается объем функций - от информационной и образовательной, консультационной и исследовательской до представительства в коллективных исках, однако адресатом услуг, в первую очередь, являются организации потребителей. Также и основы членства в таких организациях различаются: в члены назначаются государственным органом из числа представителей потребителей, в Германии в соответствующем фонде членства нет вообще в силу особенностей организационной формы. Но практически везде эти организации учреждаются государством и финансируются (либо со-финансируются) государством в целях продвижения ими интересов потребителей.

Таким образом, законодательство Европейского Союза не содержит строгих предписаний и рекомендаций относительно создания на национальном уровне единой организации по защите прав потребителей. В то же время национальными законами может быть предусмотрено создание такой организации. Основным особенностями ее статуса является то, что (а) ее статус регулируется законодательством, и она создается на основании решения публичной власти, (б) учреждается в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, преимущественно - в корпоративных формах, (в) если она основана на членстве, то ее членами являются объединения физических лиц по защите прав потребителей, (г) одним из существенных источников финансирования ее деятельности являются государственные средства, а (д) ее деятельность и ее соответствие установленным целям контролируется публичной властью на регулярной основе для целей ее признания надлежащим образом (компетентно, открыто, эффективно и наиболее полно в отношении максимально возможного круга потребителей, учитывая неоднородность их интересов) представляющей интересы потребителей.

Представленный опыт наднационального регулирования защиты прав потребителей на общеевропейском уровне в перспективе может быть полезен и применен в государствах-участниках Евразийского экономического союза.

В частности, принимая во внимание, что Казахстан также является активным участником региональной интеграции, то в ратифицированном Республикой Казахстане Договоре о Евразийском Экономическом Союзе в качестве одного из основных принципов осуществления внешнеторговой политики Союза выступает защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг.

Вместе с тем, в указанном Договоре защите прав потребителей посвящено всего две статьи 60 и 61, которые декларируют, что права потребителей и их защита гарантируются законодательством государств-членов о защите прав потребителей, а также Договором о Евразийском экономическом союзе.

Договором прямо не предусмотрено создание и деятельность на национальном или региональном уровне в пространстве Евразийского союза какой-либо единой организации. В то же время предусмотрено, что «граждане государства-члена, а также иные лица, проживающие на его территории, … имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации…». При этом общественные объединения потребителей определены как «зарегистрированные в соответствии с законодательством государств-членов некоммерческие объединения (организации) граждан и (или) юридических лиц, созданные в целях защиты законных прав и интересов потребителей, а также международные неправительственные организации, действующие на территориях всех или нескольких государств-членов».

Такая дефиниция общественных объединений потребителей, очевидно, включает в себя обе категории организаций по защите прав потребителей - собственно объединения физических лиц, являющихся потребителями, преимущественно, в отдельных отраслях экономики, с одной стороны, и ассоциации таких объединений как союзы соответствующих юридических лиц для участия в продвижении и защите прав потребителей на политическом и трансграничном уровне, а также для обеспечения надлежащего информационного обмена, с другой стороны.

В любом случае, объединение усилий государств-членов для обеспечения деятельности организаций второго типа не вызывает сомнения, поскольку в Договоре прямо указывается, что «государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснению прав потребителей, а также в создании системы обмена информацией в сфере защиты прав потребителей между государствами-членами» (раздел III Приложения №13 к Договору).

Таким образом, Договор, очевидно, предполагает существование в государства-членах таких организаций по защите прав потребителей, которые создаются на основе членства объединениями по защите прав потребителей для представительства согласованных интересов широкой основы потребителей в выработке и реализации государственной и межгосударственной политики в этой сфере. При этом такая организация должна быть некоммерческой и независимой организацией корпоративного типа, а к ее функциям должны относиться направления, перечисленные в процитированном выше разделе III Приложения №13 к Договору о Евразийском Экономическом Союзе.

Американская федерация потребителей (CFA) - это ассоциация некоммерческих организаций потребителей, созданная в 1968 году для продвижения интересов потребителей с помощью исследований, пропаганды и образования. В настоящее время около 300 из этих групп участвуют в федерации и управляют ею через своих представителей в совете директоров организации.

CFA была основана национальными, штатными и местными группами потребителей для защиты интересов потребителей перед Конгрессом США и федеральными уполномоченными органами. За последние несколько десятилетий она расширила свою миссию, включив в нее пропаганду по государственным вопросам, помощь другим группам потребителей и предоставление услуг непосредственно потребителям. Таким образом, объединение субъектов, защищающих права и законные интересы, в единую организацию в США стало инициативой самих субъектов.

CFA осуществляет 4 функции: исследовательскую, адвокатскую, образовательную и сервисную.

Большинство из 276 членских организаций являются национальными, штатными или местными группами (организациями) защиты прав потребителей. Интересным является тот факт, что в состав CFA входят также государственные и местные органы защиты, общественные группы власти, а также субъекты некоммерческого сектора (кредитные союзы, сельские электрические кооперативы, жилищные кооперативы, кооперативы, офисы по распространению знаний, агентства по кредитованию, группы социальной справедливости).

Государственные и местные органы защиты представлены уполномоченным государственными департаментами по делам потребителей, а также в ряде штатов - генеральной прокуратурой штата.

Членство в CFA открыто для некоммерческих организаций, которые стремятся продвигать интересы потребителей посредством представительства, исследований, образования или услуг.

Таким образом, опыт единой организации в США CFA уникален присутствием в качестве членов организации уполномоченных государственных органов, помимо участия потребительских групп некоммерческого сектора.

CFA - это добровольное объединение его членов как субъектов, осуществляющих защиту прав потребителей, по инициативе самих же субъектов.

Членство в CFA предполагает уплату членских взносов. Большая часть дохода CFA поступает от грантов национального фонда, членских взносов, конференций и форумов. Членство в CFA дает право этим организациям право избирать Совет директоров CFA и участвовать в определении потребительской политики организации посредством участия в ежегодных собраниях CFA.

В течение последних трех десятилетий защитники CFA уделяли еще больше внимания работе федеральных регулирующих органов, чем работе Конгресса, в частности, CPSC, FDA, USDA, Федеральной торговой комиссии, Национальной администрации безопасности дорожного движения, Агентству по охране окружающей среды, Федеральному Комиссия по связи, Федеральный резервный совет, Федеральная корпорация по страхованию вкладов, Управление контролера Комиссии по валютным операциям, ценным бумагам и биржам, Комиссия по торговле товарными фьючерсами и, недавно, Федеральная жилищная администрация. Благодаря петициям, комментариям, исследованиям, коалициям и индивидуальным связям с лидерами агентств CFA оказал влияние на десятки нормативных актов, затрагивающих потребителей. В течение того же периода CFA часто вмешивался на уровне штатов, особенно когда штаты, а не федеральное правительство, несут основную ответственность за надзор и регулирование потребительских товаров и услуг.

30 апреля 1953 года была основана Arbeitsgemeinschaft der Verbraucher verbände - федерация ассоциаций потребителей («AgV») Западной Германии, как зонтичная организация, которая взяла на себя центральную ответственность за политические вопросы, действуя от имени своих многочисленных организаций-членов. Одним из центральных понятий, лежащих в его основе, было убеждение, что потребители вряд ли станут активными членами организации потребителей, как, например, профсоюз. В конце 1950-х и начале 1960-х годов в каждом из федеральных земель Западной Германии были основаны региональные потребительские центры (Verbraucherzentralen). Все потребительские центры присоединились к AgV к началу 1970-х годов.

В течение 1990-х годов состоялись дебаты о возможной финансовой и структурной реформе организаций потребителей. Процесс реформ начался в 1992 году, когда центральное правительство передало ответственность за финансирование центров потребления федеральным . Структурные дебаты также привели к переоценке роли различных организаций потребителей. Было решено объединить ресурсы и централизовать обязанности. В то же время была создана новая зонтичная организация для более эффективного лоббирования на национальной и международной арене.

В 1965 году реформа закона о недобросовестной торговле дала организациям потребителей право преследовать в судебном порядке недобросовестных торговцев. AgV передала эту задачу недавно созданной ею Verbraucherschutzverein - Ассоциации по защите прав потребителей - (VSV).

Результатом стало слияние в ноябре 2000 года трех крупнейших немецких потребительских организаций (AgV, Verbraucherschutzverein и Stiftung Verbraucherinstitut) в Verbraucherzentrale Bundesverband (VZBV) (The Federation of German Consumer Organisations / Федерация организаций потребителей Германии) («»). Новая зонтичная организация взяла на себя роль политического лоббирования AgV и дополнительную ответственность за юридические вопросы и за обучение работников по делам потребителей.

Федерация является некоммерческой организацией, которая представляет интересы потребителей в публичных и законодательных органах, в частном секторе и гражданском обществе. Ее цель - защитить и расширить возможности потребителей путем лоббирования и проведения кампаний на национальном и европейском уровнях, принятия коллективных правовых мер от имени потребителей и обеспечения широкого распространения нашего сообщения в СМИ. Федерация также предоставляет профессиональную подготовку для персонала организаций потребителей. Членами Федерации являются 16 потребительских центров немецких земель. Кроме того, Федерация представляет еще 25 социальных и потребительских организаций.

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) была основана в 1992 году. Основные направления деятельности КонфОП — продвижение законодательных инициатив, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг, ограничение потребления табака и никотина, усовершенствование норм по раскрытию потребительской информации в области продуктов питания, а также профилактику йододефицита и потребительское образование. Международная конфедерация обществ потребителей - это союз общественных объединений потребителей, который вот уже более 25 лет защищает интересы граждан. Создан как международный союз общественных объединений путем инициативы общественных объединений.

Основными направлениями деятельности КонфОП представительство и защита интересов потребителей во взаимоотношениях с бизнесом и государством, а также продвижение институтов по защите прав потребителей в странах СНГ.

КонфОП сегодня объединяет 36 ведущих общественных организаций потребителей из стран СНГ: России, Украины, Беларуси, Грузии, Казахстана и Таджикистана.

Источниками доходов КонфОП являются: членские взносы, добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы от некоммерческих организаций, в том числе зарубежных, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от предпринимательской деятельности и иные не запрещенные источники.

Высшим руководящим органом КонфОП является Конгресс обществ потребителей, созываемый Высшим координационным советом КонфОП по мере необходимости, но не реже 3 раз в год.

Общемировая и региональная практика защиты прав потребителей, как и опыт зарубежных государств свидетельствуют о многообразии моделей правового регулирования вопросов, связанных с организациями по защите прав потребителей и их участием в разработке и реализации политики в сфере защиты прав потребителей. При этом любое регулирование статуса такой единой или зонтичной организации основано на понимании того, что защита прав потребителей является сферой влияния правительств стран, в связи с чем финансирование таких зонтичных организаций осуществляется (помимо иных источников финансирования) со стороны государственных институтов власти. В некоторых государствах допускается членство в уполномоченных государственных учреждений в вопросах защиты прав потребителей в таких организациях.

Концепция омбудсменов по делам потребителей или отраслевых омбудсменов зародилась в странах Северной Европы.

В 1970-х годах страны (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) учредили институт омбудсмена по делам потребителей.

Появление должности омбудсмена по делам потребителей является результатом вывода существующей концепции за пределы государственного сектора. Омбудсмен — это своеобразный надзорный орган, перед которым стоит задача проследить, чтобы методы, используемые коммерческими структурами при продаже товаров или предоставлении услуг, отвечали требованиям закона.

Отдельно следует отметить о существовании в Швеции Института омбудсмена с 1971 года. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Фактически он позволяет разрешать конфликты и споры, затрагивающие интересы потребителя, путем переговоров, результаты которых удовлетворяют и потребителей, и производителей.

Согласно статистике, таким образом в Швеции урегулируются и решаются более 90% споров. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. Практически только после Второй мировой войны многие государства признали необходимость института омбудсмена.

Наряду с этим, в истории существовали аналогичные институты. Например, в Китае в период правления династии Цинь было государственное учреждение, куда люди могли обращаться с жалобами в отношении услуг, предоставленных правительством. Омбудсмен был посредником и представлял интересы граждан в правительстве.

В 1990-х годах эта концепция была перенесена в Латинскую Америку под названием El Defensordel Pueblo («Уполномоченный по защите прав человека»), который рассматривал жалобы потребителей на государственные службы, в частности в Аргентине и Перу.

В Казахстане в свое время учреждена должность уполномоченного по права человека, назначаемого Сенатом Республики Казахстан. Согласно Положению, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947, уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, то есть закрепленных Разделом II Конституции Республики Казахстан.

В европейских странах все больше развивается система омбудсменов, в частности в связи с тем, что они могут выполнять функции консультирования потребителей и использовать механизм обратной связи для передачи совокупных данных по потребительским вопросам регуляторам и рынкам, следовательно, оказывать содействие в качестве квазирегулирующего органа.

В качестве примеров можно привести Службу финансового омбудсмена и частную некоммерческую организацию «Службы омбудсмена» (которая занимается спорами в области энергетики, коммуникаций, недвижимости, а также общими потребительскими и другими спорами) в и, службы страхового омбудсмена и транспортного омбудсмена в .

В свете эволюции множества различных механизмов и обеспокоенности тем, что «фирменное наименование» омбудсмена находится под угрозой обесценивания, в 2015 году создал регулирующую систему для любого типа структуры альтернативных механизмов разрешения споров (АМРС) потребителей (или омбудсмена) и потребовал от каждого государства-члена внедрить систему для урегулирования любых споров между потребителем и торговцем.

В 2016 году был создан Интернет-портал для рассмотрения трансграничных споров, что, несомненно, является подходящей ролью для Европейского союза в контексте единого рынка. Торговцы обязаны предоставить информацию о том, к какой структуре АМРС они относятся, если таковая имеется, и можно ожидать, что в будущем в рамках этой системы торговцы будут обязаны участвовать в структурах АМРС или омбудсменов. В Европейском союзе АМРС потребителей должны быть бесплатными для потребителей (и многие структуры уже переведены на бесплатную основу) или предусматривать минимальную плату.

 

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона

Реализация данного законопроекта не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета.

Комментарий

ПЕХА ГАЛИНА

Зачастую недобросовестные предприниматели своими н... посмотреть текст 11/07 - 19:09

ЗАЧАСТУЮ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ ЛОББИРУЕТ И ПОДДЕРЖИВАЕТ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НЕЧЕСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА РОСТ ЦЕН И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ. ВВЕДИТЕ ГОСТЫ!!! МАГАЗИНЫ ЗАВАЛЕНЫ ОТРАВОЙ, ХИМИЕЙ.

19/07 - 17:43

Уважаемая Галина! Выражаем благодарность за вопрос и активность. Комитет по защите прав потребителей (далее – Комитет) рассмотрев Ваше предложения, сообщает, что согласно подпункту 1) пункта 7 Правил размещения и публичного обсуждения проектов концепций законопроектов и проектов нормативных правовых актов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов, утвержденных приказом Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 22 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13974), к размещенным для публичного обсуждения проектам принимаются замечания и (или) предложения от зарегистрированных на веб-портале «электронного правительства» пользователей информации и только в отношении конкретных структурных элементов проектов, с кратким обоснованием без удостоверения электронной цифровой подписью. В этой связи Комитет сообщает, о готовности рассмотрения Ваших замечаний и предложений при более детальных уточнениях структурного элемента проекта Концепции. Вместе с этим, отмечаем, что Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании», устанавливает основополагающие принципы технического регулирования, возникающие при установлении, исполнении требований к продукции, связанным с ней процессам, оказанию услуг, а также определяет правовые основы функционирования государственной системы технического регулирования и Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», регулируются общественные отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в области обеспечения единства измерений, определяет ее цели, правовые и организационные основы обеспечения единства измерений.