Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-309/2020 «Об утверждении правил и методики формирования тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования»

Краткое содержание: О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-309/2020
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 3    (  Версия 2  ,  Версия 1  )
Тип НПА: Приказ
Дата создания: 04/10/2021
Публичное обсуждение до: 18/10/2021
Дата запуска онлайн-обсуждения: 20/10/2021 09:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 20/10/2021 18:30:00
Приложенные документы:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан            от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-309/2020 «Об утверждении правил и методики формирования тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21858) следующие изменения:

в Методике формирования тарифов на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, утвержденной приложением 2 к указанному приказу:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. В настоящей Методике используются следующие понятия:

1)        ВИЧ-инфекция – хроническое инфекционное заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека, характеризующееся специфическим поражением иммунной системы и приводящее к медленному ее разрушению до формирования синдрома приобретенного иммунодефицита;

2)        тариф на обследование населения по поводу ВИЧ-инфекции– стоимость услуг в рамках ГОБМП в расчете на одного обратившегося по поводу обследования на ВИЧ-инфекцию;

3)        тариф на одно лицо, зараженное ВИЧ-инфекцией– стоимость комплекса медико-социальных услуг лицам, зараженным ВИЧ-инфекцией, в рамках ГОБМП в расчете на одно лицо, зараженное ВИЧ-инфекцией, формируемая на основе клинических протоколов;

4)        академический поправочный коэффициент (далее – АПК) – коэффициент, применяемый к научным организациям в области здравоохранения, для улучшения качества медицинских услуг путем интеграции образования, исследований и клинической практики;

5)        субъект села – субъект здравоохранения районного значения и села, входящий в одну из следующих административно-территориальных единиц: город районного значения, район, сельский округ, село, поселок, и предоставляющий комплекс услуг населению, зарегистрированному в ИС «РПН»;

6)        гарантированный компонент комплексного подушевого норматива на сельское население – расчетная стоимость комплекса услуг ПМСП в рамках ГОБМП, оказываемых прикрепленному сельскому населению, с учетом поправочных коэффициентов;

7)        комплексный подушевой норматив на оказание услуг в рамках ГОБМП сельскому населению (далее – комплексный подушевой норматив на сельское население) – стоимость комплекса услуг в рамках ГОБМП в расчете на одного сельского жителя, зарегистрированного в ИС "РПН", состоящая из гарантированного компонента комплексного подушевого норматива на сельское население и стимулирующего компонента комплексного подушевого норматива на сельское население;

8)        фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп и оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, которые предусмотрены договором закупа медицинских услуг, и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;

9)        базовая ставка – средний объем финансовых средств на оказание медицинской помощи в расчете на один пролеченный случай в стационарных и стационарозамещающих условиях;

10)      научно-инновационный поправочный коэффициент (далее – НИК) – коэффициент, применяемый к научным организациям в области здравоохранения, для повышения уровня оказания медицинской помощи путем внедрения международных инновационных технологий и модернизации системы здравоохранения;

11)      научная организация в области здравоохранения – национальный центр, научный центр или научно-исследовательский институт, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность в области здравоохранения, а также медицинскую, фармацевтическую и (или) образовательную деятельность;

12)      уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

13)      информационная система «Электронный регистр диспансерных больных» (далее – ИС «ЭРДБ») – единая информационная система своевременного выявления, постоянного наблюдения и оздоровления диспансерных больных;

14)      подсистема «Регистр наркологических больных» информационной системы «Электронный регистр диспансерных больных» (далее – РНБ) – единая информационная система электронной регистрации, учета, обработки и хранения данных больных с психическими и поведенческими расстройствами, вызванных употреблением психоактивных веществ;

15)      подсистема «Регистр психических больных» информационной системы «Электронный регистр диспансерных больных» (далее – РПБ) – единая информационная система электронной регистрации, учета, обработки и хранения данных больных с психическими и поведенческими расстройствами;

16)      подсистема «Национальный регистр больных туберкулезом» информационной системы «Электронный регистр диспансерных больных» (далее – НРБТ) – единая информационная система электронной регистрации, учета, обработки и хранения данных больных туберкулезом;

17)      тариф на одно лицо из ключевых групп населения, обратившееся в дружественный кабинет – стоимость комплекса медицинских услуг в рамках ГОБМП в расчете на одно лицо из ключевых групп населения, обратившееся в дружественный кабинет;

18)      пролеченный случай – комплекс медицинских услуг, оказанных пациенту в стационарных и (или) стационарозамещающих условиях с момента поступления до выписки;

19)      частный партнер – индивидуальный предприниматель, простое товарищество, консорциум или юридическое лицо, за исключением лиц, выступающих государственными партнерами в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственно-частном партнерстве» (далее – Закон РК о ГЧП), заключившие договор государственно-частного партнерства;

20)      средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) – специальным образом сконструированная одежда и оборудование, ношение которых призвано защитить носящего от инфицирования;

21)      половозрастной поправочный коэффициент – коэффициент, учитывающий различия в уровне потребления медицинской помощи разными половозрастными категориями населения;

22)      стимулирующий компонент комплексного подушевого норматива (далее – СКПН) – стимулирующая составляющая комплексного подушевого норматива, направленная на стимулирование работников субъекта здравоохранения, оказывающего ПМСП, на основе достигнутых индикаторов конечного результата в порядке согласно подпункту 100) статьи 7 Кодекса;

23)      клинико-затратные группы (далее – КЗГ) – клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на их лечение;

24)      коммунальные и прочие расходы (далее – КПР) – расходы на отопление, электроэнергию, горячую и холодную воду, банковские услуги, услуги связи, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, текущий ремонт, аренду помещения, приобретение хозяйственных товаров, мягкого инвентаря, прочих товаров и услуг;

25)      медицинские услуги – действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку;

26)      медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения, включая лекарственное обеспечение.

27)      базовый комплексный подушевой норматив первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) – расчетная стоимость комплекса услуг первичной медико-санитарной помощи в рамках ГОБМП без учета поправочных коэффициентов;

28)      комплексный подушевой норматив на оказание первичной медико-санитарной помощи (далее – КПН ПМСП) – стоимость комплекса услуг ПМСП в рамках ГОБМП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в информационной системе "Регистр прикрепленного населения" (далее – ИС «РПН») к субъекту здравоохранения ПМСП, состоящая из гарантированного компонента КПН ПМСП и стимулирующего компонента КПН ПМСП;

29)      подушевой норматив расходов на СИЗ на одного прикрепленного человека для субъектов первичной медико-санитарной помощи – расчетная стоимость СИЗ на 1-го прикрепленного человека к субъекту ПМСП, зарегистрированного в РПН;

30)      медико-экономический тариф (далее – МЭТ) – средняя стоимость за один пролеченный случай, формируемая на основе клинических протоколов, для оплаты субъектам здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в стационарных и (или) стационарозамещающих условиях детям до восемнадцати лет с онкологическими заболеваниями в рамках ГОБМП;

31)      государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – форма сотрудничества между государственным партнером и частным партнером, соответствующая признакам, определенным Закон РК о ГЧП;

32)      поправочный коэффициент для субъекта ГЧП – коэффициент, который используется для корректировки итоговой суммы тарифа, подлежащей выплате частному партнеру и организации здравоохранения;

33)      гарантированный компонент комплексного подушевого норматива ПМСП – расчетная стоимость комплекса услуг ПМСП в рамках ГОБМП с учетом поправочных коэффициентов;

34)      подушевой норматив на оказание ПМСП – норма затрат в расчете на одного человека, оказанная на уровне ПМСП;

35)      информационная система «Электронный регистр онкологических больных» – единая информационная система электронной регистрации, учета, обработки и хранения данных больных с онкологической патологией.

36)      эксплуатационные расходы – издержки, связанные с поддержанием в работоспособном состоянии используемых систем, машин, оборудования, здания и прочие расходы;

37)      комплексный тариф на одного больного центра психического здоровья – стоимость комплекса медико-социальных услуг больным центров психического здоровья, в рамках ГОБМП в расчете на одного больного, зарегистрированного в подсистемах РПБ и РНБ ИС «ЭРДБ»;

38)      тариф – стоимость единицы медицинской услуги или комплекса медицинских услуг, рассчитанная с учетом поправочных коэффициентов, при оказании медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

39)      тарификатор – перечень тарифов на медицинские услуги специализированной медицинской помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС;

40)      койко-день – день, проведенный больным в условиях стационара;

41)      комплексный тариф на одного больного туберкулезом – стоимость комплекса медико-социальных услуг больным туберкулезом в рамках ГОБМП в расчете на одного больного туберкулезом, зарегистрированного в подсистеме НРБТ;

42)      поправочные коэффициенты – коэффициенты, применяемые к расчетной стоимости услуги с целью установления тарифа на медицинские услуги, оказываемые в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, в соответствии с настоящей Методикой;

43)      коэффициент организационно-методической помощи (далее – ОМП) – коэффициент, применяемый к научным организациям в области здравоохранения, для оказания ОМП региональным медицинским организациям;

44)      ключевые группы населения – группы населения, которые подвергаются повышенному риску заражения ВИЧ-инфекцией в силу особенностей образа жизни;

45)      субъект цифрового здравоохранения – физические и юридические лица, государственные органы, осуществляющие деятельность или вступающие в общественные отношения в области цифрового здравоохранения (далее – субъект информатизации);

46)      коэффициент затратоемкости – коэффициент, определяющий степень затратности КЗГ к стоимости базовой ставки;

47)      подушевой норматив на расчетную численность городского населения, прикрепленного к субъекту ПМСП, подлежащего разукрупнению – расчетная стоимость на одного прикрепленного жителя (городов республиканского значения, столицы и областных центров) к субъекту ПМСП, подлежащего разукрупнению.»;

пункт 28 изложить в следующей редакции:

«28. Тариф за один пролеченный случай по КЗГ для субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных и (или) стационарозамещающих условиях в рамках ГОБМП и (или) системе ОСМС, рассчитывается на основе фактических затрат на пролеченный случай.

В тариф за один пролеченный случай по КЗГ по кодам класса «Новообразования» согласно МКБ-10, за исключением кодов злокачественных новообразований лимфоидной и кроветворной тканей (C81-C96), не входят расходы, финансируемые в рамках исполнения мероприятий Комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2018 года № 395 на:

- проведение международных телеконсультаций биообразцов опухолей через систему телепатологии;

- проведение молекулярно-генетической и молекулярно-биологической диагностики;

- на выезды мобильных бригад паллиативной помощи;

- проведение перезарядки и сервисного обслуживания лучевых аппаратов.»;

Параграф 3 исключить;

пункт 51 изложить в следующей редакции:

«51. Расчет подушевого норматива на оказание СП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в ИС «РПН» к субъекту здравоохранения, оказывающему СП, в месяц, осуществляется по комплексной формуле:

ПНгар.СП = (ПНбаз.СПРК х ПВКСП + ПНбаз.СПРК х (Кплотн.регион. - 1) + ПНбаз.СПРК х (Котопит.обл. - 1) + ПНбаз.СПРК х (Ксельск.обл. - 1) + ПНбаз.СПРК х (Кэколог - 1)) хКрегион, где:

ПНбаз.СПРК – базовый подушевой норматив СП на одного прикрепленного человека, зарегистрированного в ИС «РПН», в месяц, определенный без учета поправочных коэффициентов, являющийся единым на территории Республики Казахстан, который рассчитывается по формуле:

ПНбаз. СПРК = ПНсред. СПРК / (ПВКРК + (Кплот.регионРК – 1) + (Котопит.РК – 1) + (Ксельск.РК – 1) + (КэкологРК – 1)), где:

ПНсред. СПРК – средний компонент подушевого норматива на оказание СП на одного жителя в месяц по Республике Казахстан на предстоящий финансовый год, который определяется по формуле:

ПНсред СПРК = VСП_рк/Чрк / m, где:

V СПРК – плановый годовой объем финансирования по Республике Казахстан на оказание СП населению;

Чрк – численность прикрепленного населения ко всем организациям по оказанию СП Республики Казахстан, зарегистрированная в ИС «РПН» по результатам кампании свободного прикрепления населения, или по состоянию на дату месяца, которая используется для расчета финансирования;

m – количество месяцев в финансовом году, в течение которых будет осуществляться финансирование СП.

ПВКРК – средний половозрастной поправочный коэффициент потребления медицинских услуг населением на уровне Республики Казахстан, рассчитанный на основе данных ИС «РПН» по половозрастной структуре населения Республики Казахстан;

Кплотн.регион – коэффициент плотности населения по данной области, который определяется по формуле:

Кплотн.регион = 1 + В х Пнас РК.сред/Пнас обл., где:

В – вес, с которым учитывается отклонение плотности населения областей, городов республиканского значения и столицы от численности населения областей, городов республиканского значения и столицы (расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона);

Пнас.РК.сред – плотность населения в среднем по Республике Казахстан согласно данным официальной статистической информации по состоянию на период, который используется для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год;

Пнас.обл. – плотность населения в области согласно данным официальной статистической информации по состоянию на период, который используется для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год.

Для субъектов здравоохранения, оказывающих СП и медицинскую помощь с привлечением квалифицированных специалистов, оказываемую санитарным автотранспортом, городов республиканского значения, столицы и областных центров, обслуживающих городское население, коэффициент плотности населения равен 1.

ПВКРК = (ПВКобл 1 + ПВКобл 2 + ... + ПВКобл i)/ЧРК

ПВКобл – половозрастной поправочный коэффициент потребления медицинских услуг населением по региону, который определяется по формуле:

ПВКобл = (Чобл k/n х ПВКПМСП(n) )/Чобл, где:

Чобл – численность прикрепленного населения региона, зарегистрированная в ИС «РПН»;

Чоблk/n – численность прикрепленного населения региона, зарегистрированная в ИС «РПН» номер k населения, попадающего в половозрастную группу номер n;

ПВКПМСП(n) – половозрастной поправочный коэффициент половозрастной группы номер n, согласно таблице к комплексной формуле расчета гарантированного компонента комплексного подушевого норматива ПМСП;

Численность населения и половозрастной состав населения, прикрепленного к субъекту здравоохранения СП, определяется на основе данных по населению из базы ИС «РПН» по результатам кампании свободного прикрепления населения или по состоянию на последний день месяца, которые используются для расчета объема финансирования на оказание СП на предстоящий финансовый год или его корректировки в течение текущего финансового года по решению уполномоченного органа.

Котопит.РК– средний коэффициент учета продолжительности отопительного сезона по Республике Казахстан, который определяется по формуле:

Котопит.РК = (Котопит.обл. 1 + Котопит.обл. 2 + … + Котопит.обл. i)/ЧРК

Котопит.обл. = 1 + Дотопит. х (Побл. - ПРК/сред. )/ПРК/сред., где:

Котопит.обл. – коэффициент учета продолжительности отопительного сезона для области;

Дотопит – доля затрат на годовой объем отопления в общем годовом объеме текущих затрат по области (городам республиканского значения и столице) на основании данных субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в области (городах республиканского значения и столице) за прошедший год;

Побл. – период отопительного сезона по области (городам республиканского значения и столице), определенный на основании решения местного исполнительного органа области (городов республиканского значения и столицы), который используется для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год;

ПРК/сред. – период отопительного сезона в среднем по Республике Казахстан согласно данным областей (городов республиканского значения и столицы), который используется для расчета объема финансирования на предстоящий финансовый год.

Ксельск.РК – средний коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности по Республике Казахстан который определяется по формуле:

Ксельск.РК = (Ксельск.обл. 1 + Ксельск.обл. 2 + … + Ксельск.обл. i)/ЧРК

Ксельск.обл. – коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности для областей, который определяется по формуле:

Ксельск.обл. = 1+0,25 х (Чсело/ Чобл. х ДОсело), где:

ДОсело – доля затрат на оплату труда по должностному окладу в общем объеме текущих затрат субъектов села;

Чсело – численность прикрепленного населения к субъекту села, оказывающему СП, зарегистрированная в ИС «РПН» по данному району или селу (далее – численность прикрепленного населения к субъекту села).

Крегион – поправочный коэффициент, устанавливаемый с целью корректировки тарифа и обеспечения устойчивого функционирования субъектов здравоохранения в регионе.

Поправочный экологический коэффициент предусматривается субъектам здравоохранения для обеспечения доплат работникам, проживающим в зонах экологического бедствия и на территориях ядерного испытания на Семипалатинском ядерном полигоне в соответствии с ЗРК о соцзащите граждан Приаралья и ЗРК о соцзащите граждан СИЯП.

Кэколог. = (Vсп + Vэкол.) / Vсп

Vсп – объем финансирования на очередной плановый период для субъекта здравоохранения, оказывающего скорую медицинскую помощь;

Vэкол. – годовой объем средств, предусмотренный на оплату надбавки за работу в зонах экологического бедствия, который формируется на уровне области в соответствии с ЗРК о соцзащите граждан Приаралья и ЗРК о соцзащите граждан СИЯП.

Для субъектов здравоохранения, оказывающих СП и медицинскую помощь с привлечением квалифицированных специалистов, оказываемую санитарным автотранспортом, обслуживающих городское и сельское население, коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности применяется только на численность сельского населения, для городского населения - коэффициент равен 1 (единице).».

2. Департаменту координации обязательного социального медицинского страхования Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2021 года, за исключением абзацев шестидесятого и шестьдесят первого пункта 1 настоящего приказа, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Комментарий

МАДИЕВА АЛИЯ

1. Внести в приказ Министра здравоохранения Респуб... посмотреть текст 17/10 - 23:32

Медицина у нас должна быть бесплатной, почему происходят разделения, все граждане РК при обращении в мед учреждение должны получить полноценное обследование и дальнейшее лечение на без оплатной основе. Почему сейчас стал любой анализ платный, почему на операцию мы собираем деньги по миру, с народа, где наши отчисления, налоги, куда и кому мы их платим??? ПРОТИВ НПА, всех изменений и дополнений направленных и приносящий вред наРОДу!!!! ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА ! ПРЛОТИВ ДАННОГО НПА! (Сделана фото и видео фиксация дизлайков и комментариев)

20/10 - 10:14

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

ОРЛОВ АНАТОЛИЙ

1. Внести в приказ Министра здравоохранения Респуб... посмотреть текст 17/10 - 20:13

Притив

20/10 - 10:14

Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

ОРЛОВ АНАТОЛИЙ

ПРИКАЗЫВАЮ:... посмотреть текст 17/10 - 20:13

Против

20/10 - 10:14

Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

КАМЫСБАЕВ ЕРМЕК

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечен... посмотреть текст 17/10 - 13:47

Я против данного НПА!

20/10 - 10:14

Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

АКЖАНОВА АЛТЫНАЙ

ПРИКАЗЫВАЮ:... посмотреть текст 13/10 - 10:02

Я ПРОТИВ ПРИНЯТИЯ ДАННОГО НПА.

20/10 - 10:14

Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

ВАИСОВА ГУЛЬМИРА

1. Внести в приказ Министра здравоохранения Респуб... посмотреть текст 12/10 - 14:14

Медицина у нас должна быть бесплатной, почему происходят разделения, все граждане РК при обращении в мед учреждение должны получить полноценное обследование и дальнейшее лечение на без оплатной основе. Почему сейчас стал любой анализ платный, почему на операцию мы собираем деньги по миру, с народа, где наши отчисления, налоги, куда и кому мы их платим??? ПРОТИВ НПА, всех изменений и дополнений направленных и приносящий вред наРОДу!!!!

20/10 - 10:13

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

ТУЮРБАЕВА ГУЛЯИМ

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечен... посмотреть текст 12/10 - 12:42

Против изменения Министерства здравоохранения, все изменения приводят к тому что нас лишают прав, права выбора.

20/10 - 10:13

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

МЕДВЕДЕНКО НАТАЛИЯ

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечен... посмотреть текст 11/10 - 23:11

Я против данного НПА! против экспериментов

20/10 - 10:13

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

КУДАЙБЕРГЕНОВА ЗАРИНА

1)        ВИЧ-инфекция – хроническое инфекционное ... посмотреть текст 11/10 - 22:49

Против изменения Министерства здравоохранения, все изменения приводят к тому что нас лишает прав, право выбора.

20/10 - 10:13

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.

КУДАЙБЕРГЕНОВА ЗАРИНА

6)        гарантированный компонент комплексного п... посмотреть текст 11/10 - 22:49

Против изменения Министерства здравоохранения, все изменения приводят к тому что нас лишает прав, право выбора.

20/10 - 10:12

Ваш вопрос не соответствует теме предлагаемого к обсуждению проекта приказа. Ваша позиция по проекту приказа недостаточна раскрыта для предоставления ответа.