Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 


Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия, связанная с ужесточением регулирования деятельности субъектов предпринимательства, предусматривающая введения обязанности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет в целях передачи следующих сведений: 1) наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора; 2) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари; 3) дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари; 4) дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участнику пари.

Краткое содержание:
Статус: Архив
Версия проекта:   Версия 1   
Тип НПА: АРВ
Дата создания: 27/10/2023 18:30:20
Публичное обсуждение до: 01/11/2023
Дата запуска онлайн-обсуждения: 27/10/2023 00:00:00
Дата окончания онлайн-обсуждения: 01/11/2023 00:00:00
Приложенные документы:

Приложение 1

 

Общая информация по проекту правового акта

 

№ п.п.

Наименование

Примечание

1.

Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика

Проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности»

2.

Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан)

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности» (дополнение пунктом 4 статьи 12-1 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе»)

3.

Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования

Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан обеспечить интеграцию аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, в целях передачи следующих сведений:

1) наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора;

2) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари;

3) дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари;

4) дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участника пари.

4.

Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия

Нет

5.

Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты

Нет

6.

Сфера регулирования

Игорный бизнес

7.

Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)
*заполняется при введении саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Введение саморегулирования не рассматривается

8.

Контактная информация органа-разработчика

Едресов Руслан Асылбекович – главный эксперт Управления координации игорного бизнеса и лотерейной деятельности Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта Республики Казахстан, тел.: 74-04-86, 8-775-596-12-69, e-mail: r.edresov@msm.gov.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований

 

№ п.п.

Наименование условия

Описание оценки соответствия условиям

Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям

1.

Обоснованность

Теневая экономика — это экономические взаимоотношения в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не являются налогооблагаемой экономической деятельностью.

Как и в большинстве других стран, теневой рынок букмекерских контор и тотализаторов в Казахстане существует и в нем можно делать ставки на спорт и другие события за пределами официальных каналов. Но использование таких услуг не только не законно, но и связано с большими рисками, включая мошенничество, ненадежные выплаты и отсутствие защиты игроков.

Казахстан — один из крупнейших рынков азартных игр в Азии. Главной особенностью деятельности букмекерских контор и тотализаторов можно назвать низкий уровень контроля за теневым сектором

В сравнении с казино, где законодательно запрещена любая деятельность «электронных и интернет - казино» (пункт 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе»), букмекерские конторы и тотализаторы имеют право действовать через «электронную кассу», то есть предлагать свои услуги онлайн.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», электронная касса тотализатора или букмекерской конторы - информационная система, посредством которой осуществляется прием (учет) ставок и производятся выплаты выигрышей с использованием информационно-коммуникационных сетей

В развитых странах распространены цифровые системы мониторинга, через которые государство постоянно видит, как работает бизнес, получая отчетность напрямую через организаторов игорного бизнеса, а также проводя открытое налоговое администрирование.

Согласно Налоговому кодексу Республики, Казахстан букмекерские конторы и тотализаторы оплачивают следующие виды налогов:

1. Налог на игорный бизнес:

1) касса букмекерской конторы - 300 МРП;

2) электронная касса букмекерской конторы - 3000 МРП;

3) касса тотализатора – 300 МРП;

4) электронная касса тотализатора – 4000 МРП.

2. Корпоративный подоходный налог - 20%;

3. Индивидуальный подоходный налог - 10%;

4. Социальный налог;

5. Налог на добавленную стоимость - 12% (НДС, разрешенный к отнесению в зачет, определяется в размере 85 процентов от суммы НДС с облагаемого оборота).

Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК в период с 2019-2022 годы объем оказанных услуг по организации азартных игр и заключению пари составил 1 158 254 300 000 тенге (в 2019 году – 13 608 600 000 тенге, в 2020 году - 89 742 900 000, в 2021 году - 501 242 700 000, в 2022 году - 553 660 100 000 тенге).

Резкий рост в отрасли обусловлен развитием онлайн букмекерских услуг, который набрали популярность в период пандемии. Объем услуг по организации азартных игр и заключению пари за период 2019-2022 годов составил более 1,15 трлн тенге, причем в 2021 году объем услуг составил более половины этой суммы.

Налоговая статистика также демонстрирует, насколько выросли по доходам крупнейшие букмекерские конторы. Так, лидер отрасли – ТОО «NetBet» – (бренд Olimp.bet) за 2021 год выплатил в бюджет порядка 38 млрд тенге (трехкратный рост). 1Xbet.kz – в 2021 году уплатил налогов на сумму 24 млрд тенге. Это в восемь раз больше 2020 года. В 12 раз больше стала отчислять в бюджет контора PariMatch – 2,5 млрд тенге за 2021 год.

Статьей 12-1 Закона «Об игорном бизнесе» предусмотрены требования к аппаратно-программным комплексам букмекерских контор или тотализаторов. К таким требованиям относятся:

  1.  сервер аппаратно-программного комплекса должен быть обеспечен фискальным режимом контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, включенной в государственный реестр контрольно-кассовых машин в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Сервер аппаратно-программного комплекса должен находиться по месту нахождения организатора игорного бизнеса на территории Республики Казахстан.
  2.  организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, должен посредством аппаратно-программного комплекса осуществлять расчет коэффициентов выигрышей на варианты исхода пари, учет принятых ставок, расчет выигрышей по результатам пари, учет выигрышей и выплат по ним.
  3.  аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать взаимодействие с кассами букмекерских контор и (или) тотализаторов и осуществлять сбор и предоставление информации, позволяющей уполномоченному органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако, фискализация программного обеспечения букмекерских контор не распространяется на расчеты с помощью электронных денег и (или) при посредничестве платежных организаций. Более того, данное программное обеспечение находится в ведении самих организаторов игорного бизнеса, и они могут осуществлять любые манипуляции с ним (корректировать или удалять информацию), что позволяет им укрывать свои реальные обороты.

Так например, в 2018 году по результатам налогового хронометража в период чемпионата мира по футболу, одна из букмекерских контор внесла в бюджет дополнительный платеж на сумму 2,4 млрд. тенге. В том же году эта же букмекерская контора по протесту Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, удовлетворенному Верховным судом Республики Казахстан, уплатила в бюджет 1,8 млрд. тенге, ранее укрытых от налогообложения при приеме онлайн-ставок.

В 2018 году специальной группой Министерства внутренних дел при содействии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проведено пять масштабных оперативно-следственных мероприятий по республике, в результате которых пресечена деятельность четырех транснациональных организованных преступных групп, контролировавших незаконную игорную деятельности 48 заведений в 17 городах страны под видом букмекерских контор и тотализаторов.

18 декабря 2019 года прокуратура г. Алматы сообщила о том, что по результатам налоговой проверки двум букмекерским конторам, работающим под одним брендом (товарным знаком), дополнительно начислено налогов на общую сумму 145 млрд. тенге. В ходе проверки Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан выявлены и блокированы каналы нелегального вывоза денежных средств за пределы Казахстана, а также зафиксированы иные деяния, относящиеся к сфере финансовых преступлений.

 

Таким образом, имеющихся требований законодательства и инструментов налогового администрирования на сегодняшний день недостаточно для обеспечения прозрачности деятельности букмекерских контор и тотализаторов, контроля за теневым рынком, и данный сегмент регулирования рынка остро нуждается в поддержке государства через призму усиления роли аппаратно-программного комплекса.

Законом Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 356-VI ЗРК. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» был дополнен нормами, предусматривающими создание центра учета ставок букмекерских контор и тотализаторов.

Однако, в ходе реализации данных норм Закона, все попытки создать центр учета ставок сталкивались с некоторыми противоречиями законодательства соответствующих сфер, а также с недовольством субъектов из бизнес среды.

В этой связи, было принято решение по исключению из Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» (протокольные поручения Заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан Жумангарина С.М. (№21-05/05-3428 от 16 ноября 2022 года) и Жамаубаева Е.К. (№ 20-05/05-3422 от 11 ноября 2022 года).

В настоящее время в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности» (далее – Законопроект), инициированного депутатами Мажилиса Парламента 7 созыва в декабря 2022 года, предусмотрены поправки по исключению  из Закона «Об игорном бизнесе» норм касательно центра учета ставок установления обязательной интеграции аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов.

Также, в рамках Законопроекта взамен центра учета ставок предлагается введение обязанности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, в целях передачи таких сведений, как наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари, дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари, дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участнику пари.

В аппаратно-программных комплексах букмекерских контор и тотализаторов имеется вся информация, необходимая для целей налогового администрирования. Аппаратно-программный комплекс имеет стандартные интерфейсы для подключения к внешним системам, что дает техническую возможность интеграции при соответствии их установленным требованиям информационной безопасности.

Предлагаемый механизм интеграции через аппаратно-программный комплекс исключает риски, такие как не отражение ставки в аппаратно-программных комплексах (использование букмекерскими конторами и тотализаторами параллельных серверов, двойной учет), соответственно, сокрытие выплат выигрышей и доходов субъектов игорного бизнеса.

Учет информации планируется осуществлять в онлайн-режиме по сетям телекоммуникаций общего пользования с применением закрытого протокола, а также формирования статистической и аналитической информации о деятельности букмекерских контор и тотализаторов.

Также данная интеграция позволит дать более точную информацию регулирующим государственным органам о масштабах рынка.

В этой связи, с учетом вышеуказанных обстоятельств, считаем обоснованным и необходимым внедрение интеграции аппаратно-программного комплекса букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органа государственных доходов.

 

  1. безопасность какого вида деятельности (процесса, действия) обеспечивается регуляторным инструментом и (или) обязательным требованием?

Обеспечивает безопасность процесса деятельности букмекерских контор и тотализаторов в части передачи органу государственных доходов установленных сведений.

Также, обеспечивает безопасность процесса своевременных начислений налоговых выплат организаторами игорного бизнеса в рамках осуществления деятельности в соответствии законодательством об игорном бизнесе, а также снижения количества теневого рынка в сфере букмекерской деятельности и тотализатора.

 

  1.  какую безопасность обеспечивает данный регуляторный инструмент и (или) требование?

Обеспечивает прозрачность выплат выигрышей и доходов организаторов игорного бизнеса, и снижению количества лиц, с игровой зависимостью.

 

  1. имеется ли иной регуляторный инструмент и (или) требование, обеспечивающий указанную в вопросе 2 безопасность указанного вида деятельности (процесса, действия)?

Иные регуляторные инструменты и требования к деятельности организатора игорного бизнеса, установленные Законом Республики Казахстан «Об игорном бизнесе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 1;

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 2;

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 3.

2.

Равенство регулирования

1) на каких субъектов предпринимательства распространяется данный регуляторный инструмент и (или) требование?

Действие требования направлено на деятельность букмекерских контор и тотализаторов. 

По состоянию на октябрь 2023 года в Республике Казахстан действуют лицензии букмекерских контор – 13, тотализаторов – 2, из них 10 букмекерских контор и 1 тотализатор относятся к категории субъекта предпринимательства – крупный, 3 букмекерские конторы и 1 тотализатор к категории субъекта предпринимательства – средний.

 

2) имеются ли исключения по применению данного регуляторного инструмента и (или) требования? Опишите данные исключения.

Исключения по применению данного регуляторного инструмента и (или) требования к отдельным субъектам игорного бизнеса не предусмотрены.

"2"-"полностью соответствует";

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует".

3.

Открытость

1) размещена и доступна ли для ознакомления информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента и (или) требования на открытых информационных ресурсах государственного органа (сайт, социальные сети).

Размещены на интернет-ресурсах Комитета индустрии и туризма и Министерство туризма и спорта Республики Казахстан, интернет-портале открытых НПА.

Новостных ресурсах страны:

https://orda.kz/v-kazahstane-budut-vesti-uchet-stavok-v-bukmekerskih-kontorah/

https://kz.kursiv.media/2023-05-19/print986-plvk-bet/

https://mybuh.kz/news/bukmekerskie-kontory-budut-soobshchat-o-stavkakh-v-nalogovuyu/

https://liter.kz/novye-pravila-ucheta-stavok-dlia-bukmekerov-vveli-v-kazakhstane-1680429916/

2) проводились ли общественные обсуждения (при необходимости – общественные слушания) с заинтересованными субъектами предпринимательства, их общественными формированиями, иными заинтересованными физическими и юридическими лицами по инициативе государственного органа, намеревающегося ввести (изменить, пересмотреть) регуляторный инструмент и (или) обязательное требование – сроки проведения, количество участников, основные позиции.

Проведены публичные обсуждения:

1) с представителями общественности и заинтересованными лицами посредством конференции 17 июля 2023 года (протокол прилагается);

2) в режиме «онлайн» на портале «Открытые НПА» с 19 по 24 года 2023 года (отчет прилагается).

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 1;

 

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 2.

4.

Исполнимость

1) наличие международной практики реализации аналогичного вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования.

За последние несколько лет, многие страны принимают меры по регулированию и контролю над букмекерскими конторами и тотализаторами. Одним из главных инструментов в этом процессе является внедрение электронного онлайн контроля.

В Великобритании, Комиссия по азартным играм (Gambling Commission) ответственна за регулирование и контроль за букмекерскими конторами и тотализаторами. Эта организация имеет специальный отдел, который занимается мониторингом ситуации в данной области и обеспечивает соблюдение правил и законов. Кроме того, все операции букмекерских контор и тотализаторов подлежат ежедневному анализу с помощью специальных программ.

В США, Федеральная комиссия по азартным играм (Federal Gaming Commission) также отвечает за контроль над букмекерскими конторами и тотализаторами. Каждый штат имеет свои законы и правила в данной области, однако все они регулируются Федеральной комиссией.

В Австралии, Комиссия по азартным играм и Просвещению (The Australian Gambling and Racing Commission) отвечает за контроль над букмекерскими конторами и тотализаторами на территории страны. Эта организация работает в тесном сотрудничестве с полицией и другими правоохранительными органами.

В России, Федеральная налоговая служба (ФНС) отвечает за регулирование и контроль над букмекерскими конторами и тотализаторами. ФНС ведет реестр лицензированных операторов и контролирует выплаты выигрышей.

В целом, международный опыт онлайн контроля букмекерских контор и тотализаторов государственными органами показывает, что такой подход является эффективным в борьбе с нелегальными операциями и обеспечивает соблюдение правил и законов в данной области.

 

2) анализ возможности выполнения субъектом предпринимательства вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования в зависимости от (по выбору):

объемов (мощности) производства

численности работников предприятия

среднегодового дохода.

Учитывая, что на сегодня в рамках законодательства уже установлены требования к аппаратно-программным комплексам букмекерских контор и тотализаторов, считаем возможным выполнение данных требований субъектами предпринимательства.

Интеграция аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов не потребует увеличение или сокращение численности работников организации, а также снижению среднегодового дохода.

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 2.

5.

Определенность

1) действие регуляторного инструмента и (или) требования направлено на конкретных регулируемых субъектов предпринимательства или их деятельность (процесс, действие);

Действие требования направлено на деятельность букмекерских контор и тотализаторов. 

По состоянию на октябрь 2023 года в Республике Казахстан действуют лицензии букмекерских контор – 13, тотализаторов – 2, из них 10 букмекерских контор и 1 тотализатор относятся к категории субъекта предпринимательства – крупный, 3 букмекерские конторы и 1 тотализатор к категории субъекта предпринимательства – средний.

2) обязательное требование имеет конкретный числовой параметр (при необходимости).

Требование не имеет числового параметра.

 

3) регуляторный инструмент и (или) требование не имеет дополнительного толкования.

Регуляторный инструмент не имеет дополнительного толкования

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 1;

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 2;

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 3.

6.

Соразмерность и рациональность

  1. расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:

Расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:

Будет привлекаться 1 единица штатного сотрудника, осуществляющего функции государственного контроля: 226 837/22х10х1 = 103 108 тенге (сроки затрат рабочего времени – 10 дней, кратность проверок – 1 раз в год). Х5 лет = 515 539.

Дополнительные расходы по командировки: 18378х10 = 183 780 тенге (без учета проезда) тенге. Итого, за 5 лет 1 434 439 тенге.

При этом не предполагается выделение дополнительного штата сотрудников регулирующего государственного органа, которые будут привлечены к непосредственному исполнению предлагаемого требования, так как данный функционал будет закреплен за действующими специалистами осуществляющие контроль отрасли.

 

2)          расчет затрат бизнеса на приведение в соответствие бизнеса в связи с пересматриваемым регуляторным инструментом и(или) требованием:

Интеграция аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов не потребует дополнительных затрат на приведение в соответствие, увеличение или сокращение численности работников организации, а также снижению среднегодового дохода.

3) прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:

Не предусматривает.

 

  1. учитывает ли вводимый (изменяемый) регуляторный инструмент и(или) обязательное требование в отношении субъекта предпринимательства или его деятельности (процесса, действия) необременительность такого введения (изменения)?

Учитывает. Так как, введение нового требования, не влечет заведомо неисполнимых обременений для осуществления дальнейшей деятельности.

 

Международный опыт.

Существует множество международных опытов по регулированию рынка букмекерских контор и тотализаторов в части отчетности государству. В некоторых странах, таких как Великобритания, США и Австралия, букмекерские конторы и тотализаторы вполне легальны и четко регулируются правительством. Они обязаны предоставлять отчетность о своей деятельности и уплачивать налоги из полученной прибыли.

В Европе также существуют строгие нормы и правила, которые регулируют деятельность букмекерских контор и тотализаторов, включая требования по отчетности и уплате налогов. Например, в Швеции букмекерские конторы должны регулироваться специальным органом – Шведская лотерея и игровой автомат (Swedish Lottery and Gaming Authority), а в Германии – национальным органом по регулированию гемблинга (The German Federal States’ Gaming Authority).

Некоторые страны, такие как Франция, вводят очень строгие правила для букмекерских контор и тотализаторов, которые включают в себя высокую ставку налога на прибыль и другие затраты.

      В Испании с 2023 года действует «Королевский указ об ответственной игровой среде», по которому приняты новые меры и ограничения на азартные игры. В случае нарушения положений компании могут быть оштрафованы на сумму до 50 миллионов евро или лишены игорной лицензии.

       Испанские операторы должны будут проводить постоянный мониторинг «рисковых игроков» и пользователи до 25 лет. К первой категории, в частности, отнесены лица, которые в течение трёх недель накапливают чистый убыток в размере 600 евро. В случае с молодыми игроками минимальный порог составляет 200 евро.

      В соответствии с новыми правилами операторы должны будут отправлять сообщение, предупреждающее лиц, подвергающихся риску, в случае обнаружения потенциально опасного поведения, а также ежемесячную сводку своей игровой активности. Кроме того, пользователи, относящиеся к этой категории, не смогут использовать кредитные карты для внесения депозитов на счёт.

      Целями указа является «создание более безопасной среды для азартных игр» и защита несовершеннолетних и незащищённых слоёв населения от игровой зависимости. Министерство по делам потребителей заявило о необходимости резкого сокращения числа расстройств, связанных с азартными играми. По оценке клиники помощи зависимым EDADES, в возрасте от 14 до 18 лет проблемы в сфере азартных игр имеют 3,4%.

      С 2013 года в Белоруссии действует специальный мониторинговый центр по обеспечению контроля за деятельностью игорного бизнеса. Данная специальная компьютерная кассовая система (СККС) осуществляет обеспечение контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях, а также для осуществления кассовых операций по приему денежных средств от физических лиц и выплате денежных средств физическим лицам.

        Обеспечение функционирования СККС осуществляется мониторинговым центром, который на праве собственности принадлежит программно-аппаратный комплекс и используемое программное обеспечение. Мониторинговый центр обеспечивает в режиме реального времени круглосуточное получение заинтересованными государственными органами полной и достоверной информации о работе игорных заведений и об участниках азартных игр, которые получили выигрыши в кассах игорных заведений.

        Подключение мониторинговым центром к СККС игровых автоматов, игрового оборудования, используемого при осуществлении деятельности по содержанию букмекерских контор и тотализаторов, иного оборудования, необходимого для обеспечения функционирования СККС, осуществляться на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с организаторами азартных игр.

       Данная мера позволяет государству проконтролировать деятельность в сфере игорного бизнеса, в том числе и его денежный оборот. Полную и достоверную информацию о работе игорных заведений, об участниках азартных игр, которые получили выигрыши в кассах игорных заведений, а также доступа уполномоченного органа.

В целом, международный опыт показывает, что эффективное регулирование рынка букмекерских контор и тотализаторов в части отчетности государству может привести к значительному увеличению доходов государства и сокращению незаконной гемблинговой деятельности.

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 2;

 

 

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 3;

 

"2"-"полностью соответствует" -вопрос 4.

 

 

 

 

7.

Последовательность и предсказуемость

1) каким документом Системы государственного планирования предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования?

Введение предлагаемого регуляторного инструмента не предусмотрено документами Системы государственного планирования.

 

2) в случае отсутствия в документах Системы государственного планирования прямого указания на пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования, указать положения данных документов, которые содержат нормы, обуславливающие необходимость их пересмотра?

Протокольные поручения Заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан Жумангарина С.М. (№21-05/05-3428 от 16 ноября 2022 года) и Жамаубаева Е.К. (№ 20-05/05-3422 от 11 ноября 2022 года).

 

3) установлены ли сроки, позволяющие субъектам предпринимательства подготовиться к исполнению вводимого (изменяемого) регуляторного инструмента и(или) требования?

Введения регуляторного инструмента планируется по истечении 60 календарных дней после дня первого официального опубликования в соответствии с пунктом 4-1 статьи 42 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», согласно которому сроки введения в действие законов или их отдельных норм, которыми устанавливаются новые обязанности субъектов регулирования, за исключением государственных органов и организаций, определяются исходя из сроков, необходимых для подготовки к исполнению обязанностей, и не могут быть менее шестидесяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

"0"-"не соответствует" –вопрос 1;

 

 

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует -вопрос 2;

 

 

 

 

 

"2"-"полностью соответствует -вопрос 3.

Уровень достижения целей регулирования

Достигнут полностью: получена максимальная оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований.

Балл эффективности:

38

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия,

связанная с ужесточением регулирования деятельности субъектов предпринимательства, предусматривающая введения обязанности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет в целях передачи следующих сведений:

1)    наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора;

2)    фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари;

3) дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари;

4) дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участнику пари.

 

ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования

Определение проблемы и причины существования проблемы (текст в произвольной форме, необходимо указать целевую группу и причинно-следственную связь)

Проблема и причины существование проблемы:

В Казахстане зарегистрированы и действуют коммерческие организации, профессионально занимающиеся игорным бизнесом. Легализовавшись на казахстанском рынке, игорный бизнес обретает все более и более цивилизованные формы, стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству с государственной властью, проявляют заинтересованность в его законодательном оформлении.

Но не смотря на легализацию бизнеса некоторые организаторы азартных игр используют нелегальное игровое оборудование и программное обеспечение, что делает невозможным контроль за реальными денежными потоками, ставками, а также допуск к азартным играм физических лиц до 21 года и лиц, ограниченными в участии в азартных играх и (или) пари. Как следствие – возникают проблемы с определением величины фактических оборотов и достоверности налогооблагаемых объектов.

Кроме того, согласно судебной практике, одними из основными проблемами букмекерских контор является уклонение от налогов, вовлечение в игорную деятельность несовершеннолетних и уклонение от выплаты крупных выигрышей своим клиентам.

При этом объем услуг в игорном бизнесе Казахстана за год вырос почти вдвое и превысил 500 млрд.тенге. По данным Бюро национальной статистики, сфера игорного бизнеса в Казахстане в течении 10 лет прибавляла в среднем 25% в год. При этом букмекерские конторы и тотализаторы оплатили налоги в государственный бюджет в 2022 году – 109 млрд. тенге, тотализаторы – 47,8 млрд. тенге.

Статьей 12-1 Закона «Об игорном бизнесе» предусмотрены требования к аппаратно-программным комплексам букмекерских контор или тотализаторов. К таким требованиям относятся:

  1.  сервер аппаратно-программного комплекса должен быть обеспечен фискальным режимом контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, включенной в государственный реестр контрольно-кассовых машин в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Сервер аппаратно-программного комплекса должен находиться по месту нахождения организатора игорного бизнеса на территории Республики Казахстан.
  2.  организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, должен посредством аппаратно-программного комплекса осуществлять расчет коэффициентов выигрышей на варианты исхода пари, учет принятых ставок, расчет выигрышей по результатам пари, учет выигрышей и выплат по ним.
  3.  аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать взаимодействие с кассами букмекерских контор и (или) тотализаторов и осуществлять сбор и предоставление информации, позволяющей уполномоченному органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Однако, фискализация программного обеспечения букмекерских контор не распространяется на расчеты с помощью электронных денег и (или) при посредничестве платежных организаций. Более того, данное программное обеспечение находится в ведении самих организаторов игорного бизнеса, и они могут осуществлять любые манипуляции с ним (корректировать или удалять информацию), что позволяет им укрывать свои реальные обороты.

Так например, в 2018 году по результатам налогового хронометража в период чемпионата мира по футболу, одна из букмекерских контор внесла в бюджет дополнительный платеж на сумму 2,4 млрд. тенге. В том же году эта же букмекерская контора по протесту Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, удовлетворенному Верховным судом Республики Казахстан, уплатила в бюджет 1,8 млрд. тенге, ранее укрытых от налогообложения при приеме онлайн-ставок.

В 2018 году специальной группой Министерства внутренних дел при содействии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проведено пять масштабных оперативно-следственных мероприятий по республике, в результате которых пресечена деятельность четырех транснациональных организованных преступных групп, контролировавших незаконную игорную деятельности 48 заведений в 17 городах страны под видом букмекерских контор и тотализаторов.

18 декабря 2019 года прокуратура г. Алматы сообщила о том, что по результатам налоговой проверки двум букмекерским конторам, работающим под одним брендом (товарным знаком), дополнительно начислено налогов на общую сумму 145 млрд. тенге. В ходе проверки Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан выявлены и блокированы каналы нелегального вывоза денежных средств за пределы Казахстана, а также зафиксированы иные деяния, относящиеся к сфере финансовых преступлений.

Таким образом, имеющихся требований законодательства и инструментов налогового администрирования на сегодняшний день недостаточно для обеспечения прозрачности деятельности букмекерских контор и тотализаторов, контроля за теневым рынком, и данный сегмент регулирования рынка остро нуждается в поддержке государства через призму усиления роли аппаратно-программного комплекса.

Законом Республики Казахстан от 2 июля 2020 года № 356-VI ЗРК. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» Закон Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» был дополнен нормами, предусматривающими создание центра учета ставок букмекерских контор и тотализаторов.

Однако, в ходе реализации данных норм Закона, все попытки создать центр учета ставок сталкивались с некоторыми противоречиями законодательства соответствующих сфер, а также с недовольством субъектов из бизнес среды.

В этой связи, было принято решение по исключению из Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе» (протокольные поручения Заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан Жумангарина С.М. (№21-05/05-3428 от 16 ноября 2022 года) и Жамаубаева Е.К. (№ 20-05/05-3422 от 11 ноября 2022 года).

В настоящее время в рамках проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности» (далее – Законопроект), инициированного депутатами Мажилиса Парламента 7 созыва в декабря 2022 года, предусмотрены поправки по исключению  из Закона «Об игорном бизнесе» норм касательно центра учета ставок установления обязательной интеграции аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов.

Также, в рамках Законопроекта взамен центра учета ставок предлагается введение обязанности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, в целях передачи таких сведений, как наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари, дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари, дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участнику пари.

В аппаратно-программных комплексах букмекерских контор и тотализаторов имеется вся информация, необходимая для целей налогового администрирования. Поскольку аппаратно-программных комплексов имеет стандартные интерфейсы для подключения к внешним системам существует техническая возможность интеграции при соответствии их установленным требованиям информационной безопасности. При предлагаемом механизме интеграции через аппаратно-программных комплексов исключает риски, такие как не отражение ставки в аппаратно-программных комплексах (использование букмекерскими конторами и тотализаторами параллельных серверов, двойной учет), соответственно, сокрытие выплат выигрышей и доходов субъектов игорного бизнеса.

 

Целевая группа:

По состоянию на октябрь 2023 года в Республике Казахстан действуют лицензии букмекерских контор – 13, тотализаторов – 2, из них 10 букмекерских контор и 1 тотализатор относятся к категории субъекта предпринимательства – крупный, 3 букмекерские конторы и 1 тотализатор к категории субъекта предпринимательства – средний.

Причинно-следственная связь:

Отсутствие эффективного контроля и отчетности букмекерских контор и тотализаторов приводит к искажению налогового администрирования, ослаблению контроля за теневым рынком.

Существуют ли данные (в цифровом измерении) доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб

В 2018 году по результатам налогового хронометража в период чемпионата мира по футболу, одна из букмекерских контор внесла в бюджет дополнительный платеж на сумму 2,4 млрд. тенге. В том же году эта же букмекерская контора по протесту Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, удовлетворенному Верховным судом Республики Казахстан, уплатила в бюджет 1,8 млрд. тенге, ранее укрытых от налогообложения при приеме онлайн-ставок.

В 2018 году специальной группой Министерства внутренних дел при содействии Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проведено пять масштабных оперативно-следственных мероприятий по республике, в результате которых пресечена деятельность четырех транснациональных организованных преступных групп, контролировавших незаконную игорную деятельности 48 заведений в 17 городах страны под видом букмекерских контор и тотализаторов.

В 2019 году в Мангистауской области Департаментом полиции выявлены более 60 букмекерских компаний Казахстана уклоняющих от уплаты налогов. При этом, по предварительным данным, оборот одной из букмекерских компаний составлял 200–250 млрд тенге.

В начале декабря 2019 года Департаментом Комитета национальной безопасности по городу Алматы приостановлена деятельность еще одно букмекерской конторы. 18 декабря 2019 года прокуратура Алматы обязала букмекерскую контору выплатить государству 145 миллиардов тенге. Решение принято по результатам налоговой проверки, проведенной городским департаментом госдоходов. Проверка деятельности букмекерской конторы по правильности исчисления налога заняла почти полгода.

В 2021 году Алмалинским районным судом более 20 лиц, из которых 11 – подсудимые, 9 – все еще находятся в розыске, преданы суду за участие в организованной преступной группе, организацию незаконного игорного бизнеса, уклонение от уплаты налогов, легализацию денег, полученных преступным путем. Основная преступная деятельность группы заключалась в получении постоянного источника криминального дохода путем организации незаконного игорного бизнеса под видом букмекерской деятельности, уклонение от уплаты налогов в бюджет с организаций и дальнейшей легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем. Суд назначил им наказание в виде лишения свободы сроками от 5 до 8,5 лет лишения свободы. С осужденных взыскали 95 миллиардов тенге в доход государства.

Cтатистика выявленных преступлений свидетельствует о том, что высоко доходность игорной сферы и возможность получения быстрого дохода обусловили ее криминализацию.

Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан органами уголовного преследования зарегистрировано 1354 дел (за 2018 год – 328, 2019 год – 432, 2020 год – 215, 2021 год – 230, 2022 год – 149 год) связанных с организацией игорного бизнеса.

Какова цель вводимого регулирования

Увеличение полноты налоговых отчислений букмекерскими конторами и тотализаторами, формирование достоверной статистики по оборотам игорного бизнеса

ШАГ 2: Определение регуляторных инструментов/требований

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан обеспечить интеграцию аппаратно-программного комплекса с информационными системами государственного органа, осуществляющего руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, в целях передачи следующих сведений:

1) наименование, бизнес идентификационный номер букмекерской конторы или тотализатора;

2) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и индивидуальный идентификационный номер участника пари;

3) дата и сумма ставки в разрезе каждой отдельной ставки участника пари;

4) дата и сумма выплаты (зачисления) выигрыша по каждой отдельной ставке участника пари.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Подпункт 17-3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», центр учета ставок – совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей связи к аппаратно-программному комплексу букмекерской конторы или тотализатора и обеспечивающих прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, прием, учет и хранение информации о принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним.

Предлагаемые к исключению действующие требования, в рамках действующих регуляторных инструментов, в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности *
1.
2.
* в соответствии с пунктом 10 параграфа 2 настоящих Правил

  1. подпункт 17-3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», центр учета ставок – совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей связи к аппаратно-программному комплексу букмекерской конторы или тотализатора и обеспечивающих прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, прием, учет и хранение информации о принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним.
  2. пункт 12 статьи 12 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», букмекерская контора или тотализатор не вправе принимать ставки за счет денег, не учтенных в центре учета ставок.

ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски

 

Возможные риски и непредвиденные последствия

Механизм реализации (описываются механизмы реализации, предусмотренные в рамках разрабатываемого проекта):

Предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требования

Отсутствует

1. Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерей и лотерейной деятельности».

2. Срок принятия 2023-2024 годы.

3. Уполномоченный орган, ответственный за внедрение регулирования и осуществления оценки достижения поставленных индикаторов – Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.

ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек

4.1. Воздействие на общество в целом и население
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при ее воздействии на экономическую систему в целом с учетом таких элементов экономической системы как:
1. Влияние на здоровье и безопасность (включая экономическую) населения (доходы и расходы населения, продолжительность жизни, уровень бедности и другое)
2. Влияния на экологию.
3. Изменения потребительского выбора.
4. Изменения розничных цен.
5. Другое
Необходимо спрогнозировать последствия предполагаемого регулирования в произвольной форме.
Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

1. Повышение ответственности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.

2. Доверие населения государству при регулировании сферы игорного бизнеса, в части регулирования в открытом формате посредством интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.

3. Достижение финансовой прозрачности деятельности букмекерских контор или тотализаторов;

4. Обеспечение надлежащего учета оборотов букмекерских контор и тотализаторов, выигрышей участников пари в целях налогообложения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

5. Повышение налоговых поступлений в государственный бюджет от деятельности букмекерских контор и тотализаторов.

Негативных влияний на экологию, социальных и трудовых отношений или других издержек не предвидится.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Отсутствуют

1. Отсутствие финансовой прозрачности деятельности букмекерских контор или тотализаторов;

2. Отсутствие надлежащего учета оборотов букмекерских контор и тотализаторов, выигрышей участников пари в целях налогообложения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Итого

Таким образом, по результатам ранжирования предлагаемого требования и действующего регулирования, максимально выгодным воздействием на государства и общества является предлагаемое к ведению новое требование.

Таким образом, результаты ранжирования предлагаемого требования и действующего регулирования показывают, что все издержки для государства и общества имеются в действующем регулировании, тогда как предлагаемое к введению требование показывает полное отсутствие издержек для государства и общества.

4.2. Воздействие на бизнес
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на бизнес с обязательным учетом:
Влияния на производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое.
При этом, необходимо произвести расчеты по следующим показателям (прогнозное):
объем производства продукции;
затраты на ресурсы;
численность работников предприятия;
среднегодовой доход;
налоговые отчисления;
заработная плата работников предприятий;
доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
экспорт;
другое.
Монетизируйте и посчитайте издержки для бизнеса согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1б

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

  1.  

Отсутствуют

Субъекты среднего бизнеса

  1. Повышение ответственности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.
  2. Повышения доходной части организаций за счет правильности и своевременности уплаты налоговых вычетов.
  3. Повышение доходной части организации за счет сокращения теневого рынка.

Затраты бизнеса отсутствуют, так как на сегодня апаратно-програмные комплексы внедрены и используются букмекерскими конторами и тотализаторами.

Аппаратно-программный комплекс имеет стандартные интерфейсы для подключения к внешним системам, что дает техническую возможность интеграции.

При этом интеграция аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов не потребует увеличение или сокращение численности работников организации, а также снижению среднегодового дохода.

 

Субъекты крупного бизнеса

1. Повышение ответственности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.

2. Повышения доходной части организаций за счет правильности и своевременности уплаты налоговых вычетов.

3. Повышение доходной части организации за счет сокращения теневого рынка.

Затраты бизнеса отсутствуют, так как на сегодня апаратно-програмные комплексы внедрены и используются букмекерскими конторами и тотализаторами.

Аппаратно-программный комплекс имеет стандартные интерфейсы для подключения к внешним системам, что дает техническую возможность интеграции.

При этом интеграция аппаратно-программных комплексов букмекерских контор и тотализаторов с информационными системами органов государственных доходов не потребует увеличение или сокращение численности работников организации, а также снижению среднегодового дохода.

 

Издержки для бизнеса по форме 1б

Затраты бизнеса отсутствуют, так как на сегодня апаратно-програмные комплексы внедрены и используются букмекерскими конторами и тотализаторами.

Действующий регуляторный инструмент/требование

Субъекты малого бизнеса

Отсутствуют

 

Субъекты среднего бизнеса

Отсутствуют

  1. Скрытие дохода, в связи с несовершенством аппаратно-программного комплекса организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора;
  2. Уменьшение прибыли за счет неправильного и несвоевременного перечисления налоговых вычетов.
  3. Уменьшение доходной части организаций в связи с увеличением роста теневого рынка.

Субъекты крупного бизнеса

Отсутствуют

  1. Скрытие дохода, в связи с несовершенством аппаратно-программного комплекса организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора;
  2. Уменьшение прибыли за счет неправильного и несвоевременного перечисления налоговых вычетов.
  3. Уменьшение доходной части организаций в связи с увеличением роста теневого рынка.

Издержки для бизнеса по форме 1б

Уменьшение прибыли за счет неправильного и несвоевременного перечисления налоговых вычетов, в связи с увеличением роста теневого рынка, а также ухудшение имиджа и деловой репутации букмекерских контор с связи с увеличением лиц с игровой зависимостью.

Итого

 

4.3 Воздействие на органы государственной власти и экономическую систему
Проведите в произвольной форме описание выгод и издержек каждого регуляторного инструмента и (или) требования при его воздействии на органы государственной власти и общество в целом с обязательным учетом:
1. Влияние на бюджет страны (прирост налоговых поступлений)
2. Влияния на преступность включая экономическую, коррупционные риски.
3. Воздействие на свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также международную торговлю и международные инвестиционные потоки.
4. Общие последствия для экономического роста
5. Влияние на занятость, рабочие места
6. Другое.
Монетизируйте и посчитайте издержки на администрирование регулирования согласно рекомендациям в "Пояснении по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" и по форме 1а

 

Выгоды

Издержки

Предлагаемый к введению регуляторный инструмент/требование

1. Повышение ответственности организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность букмекерской конторы или тотализатора по обеспечению интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.

2. Доверие населения государству при регулировании сферы игорного бизнеса, в части регулирования в открытом формате посредством интеграции аппаратно-программного комплекса с информационными системами органа государственных доходов.

3. Достижение финансовой прозрачности деятельности букмекерских контор или тотализаторов;

4. Обеспечение надлежащего учета оборотов букмекерских контор и тотализаторов, выигрышей участников пари в целях налогообложения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

5. Повышение налоговых поступлений в государственный бюджет от деятельности букмекерских контор и тотализаторов.

В результате введения предлагаемого регуляторного инструмента не предполагается отрицательное воздействие на органы государственной власти и экономическую систему.

При этом расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:

Будет привлекаться 1 единица штатного сотрудника, осуществляющего функции государственного контроля: 226 837/22х10х1 = 103 108 тенге (сроки затрат рабочего времени – 10 дней, кратность проверок – 1 раз в год). Х5 лет = 515 539.

Дополнительные расходы по командировки: 18378х10 = 183 780 тенге (без учета проезда) тенге. Итого, за 5 лет 1 434 439 тенге.

Тем временем, не предполагается выделение дополнительного штата сотрудников регулирующего государственного органа, которые будут привлечены к непосредственному исполнению предлагаемого требования, так как данный функционал будет закреплен за действующими специалистами осуществляющие контроль отрасли.

Издержки на администрирование по форме 1а

Не повлечет издержек

Действующий регуляторный инструмент/требование

отсутствуют

1. Отсутствие финансовой прозрачности деятельности букмекерских контор или тотализаторов;

2. Отсутствие надлежащего учета оборотов букмекерских контор и тотализаторов, выигрышей участников пари в целях налогообложения и исполнения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Издержки на администрирование по форме 1а

Снижение налоговых сборов в бюджет, увеличение теневого рынка, снижение необходимого уровня контроля отрасли.

Итого

Таким образом, с учетом ранжирования рассматриваемых альтернатив, основные издержки несет действующее регулирование, тогда как предлагаемое регулирование положительно отразиться на органы государственной власти и экономическую систему

ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга

Определите индикаторы с учетом данных, указанных в пункте 2 шага 1 "данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб"

Индикатор 1

Увеличение (прирост) налоговых поступлений

Индикатор 2

Формирование достоверной статистики по оборотам игорного бизнеса

Индикатор 3

Укажите данные индикаторы в цифровом измерении

Индикатор 1

2023 год – букмекерские конторы до 137 млрд.тнг., тотализаторы до 60 млрд. тнг.

2024 год - букмекерские конторы до 172 млрд.тнг., тотализаторы до 75 млрд. тнг.

2025 год - букмекерские конторы до 215 млрд.тнг., тотализаторы до 87 млрд. тнг.

2026 год - букмекерские конторы до 269 млрд.тнг., тотализаторы до 109 млрд. тнг.

2027 год - букмекерские конторы до 337 млрд.тнг., тотализаторы до 137 млрд. тнг.

Индикатор 2

2023 год – 695 млрд. тенге.

2024 год – 868 млрд. тенге.

2025 год – 1086 млрд. тенге.

2026 год – 1357 млрд. тенге.

2027 год – 1696 млрд. теңге.

Индикатор 3

Укажите Методы проведения мониторинга (статистический анализ на базе государственной статистики или ведомственных данных, соцопросы, экспертное интервью.)

Индикатор 1

Данные Комитета государственных доходов Республики Казахстан Министерства финансов Республики Казахстан.

Индикатор 2

Данные Бюро национальной статистики Агенства по стратегическому и реформам Республики Казахстан

Индикатор 3

Рекомендуемый срок пересмотра регуляторного инструмента.

5 лет

ШАГ 6: Введение саморегулирования
* заполняется в случае введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.1 Выбор оптимальной структуры саморегулирования

Обоснование выбора сферы деятельности, где вводится обязательное саморегулирование организаций (далее – СРО), исходя из принципа общности деятельности, отрасли, видов экономической деятельности, рынка произведенных товаров (работ, услуг).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.
Количество существующих субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере, где планируется введение саморегулирования с разбивкой по годам за последние 5 лет.

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Обоснование сопряженности сферы деятельности, где вводится обязательное СРО, сопряженностью с реализацией государственных функций либо необходимости делегирования определенных функций, выполняемых государственными органами.

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Анализ готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (заполняется в произвольной форме).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Перечень технических регламентов, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих требования к производимым товарам, (работам, услугам).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Перечень, место нахождения существующих некоммерческих организаций в форме ассоциации (союза), общественной организации или иной организационно-правовой форме, установленной законами Республики Казахстан, в том числе саморегулируемых организаций, в анализируемой сфере с разбивкой по годам за последние 5 лет

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

По каждой действующей некоммерческой организации или саморегулируемой организации, необходимо указать:
количество субъектов входящих в состав такой некоммерческой организации на момент проведения анализа объем произведенных товаров, работ и услуг членами такой некоммерческой организации, саморегулируемой организации, от общего количества произведенных товаров (работ, услуг) на рынке в анализируемой сфере

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.2 Прогноз результативности предлагаемого регулирования посредством введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

5-ти бальная система оценки результативности регулирования
5 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; существует цепочка связи в регионах.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
4 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; наблюдается доверие со стороны общества к способности саморегулируемой организации самостоятельно обеспечить регулирование отрасли/сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах частичная.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
3 – обеспечивается охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
2 – частичный охват всего спектра деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере; в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил; существуют механизмы рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.
1 – частичный охват деятельности в рассматриваемой отрасли/сфере, в стадии становления вопросы самостоятельного обеспечения саморегулируемой организацией регулирования отрасли/сферы и контроля за соблюдением установленных стандартов и правил, нет механизмов рассмотрения претензий и конфликтов; связь в регионах отсутствует.
В рассматриваемой отрасли/сфере существуют действующие некоммерческие организации, с обязательным членством.

6.3 Рейтинг по результативности

Бал результативности (5-ти бальная система)

Объяснение присвоения соответствующего балла

Альтернатива 1
Два и более, указывается конкретное количество _____ (на базе действующих)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Альтернатива 2
Иная саморегулируемая организация (например, создание одной путем консолидации нескольких действующих саморегулируемых организаций и другое).

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

6.4 Архитектура саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии)

Членство в обязательном СРО:
Юридические лица/физические лица

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)

При выборе членства физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность указывается нормативный правовой акт, в соответствии с которым предусмотрено данное право физического лица

Не предусмотрено введения саморегулирования, основанного на обязательном членстве (участии)


      Подпись ____________
дата "___" май 2023 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования для государственных органов (монетизация)
Альтернатива 1- Сохранение текущего положения

 

      Какие действия предполагает использование альтернативы?

      Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов,

Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа

 

Таблица 1

Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение и анализ отчетности

х

х

Проведение проверок

Будет привлекаться 1 единица штатного сотрудника, осуществляющего функции государственного контроля: 226 837/22х10х1 = 103 108 тенге (сроки затрат рабочего времени – 10 дней, кратность проверок – 1 раз в год). Х5 лет = 515 539.

Дополнительные расходы по командировки: 18378х10 = 183 780 тенге (без учета проезда) тенге. Итого, за 5 лет 1 434 439 тенге.

При этом не предполагается выделение дополнительного штата сотрудников регулирующего государственного органа, которые будут привлечены к непосредственному исполнению предлагаемого требования, так как данный функционал будет закреплен за действующими специалистами осуществляющие контроль отрасли

1 434 439 тенге

Выдача разрешений

х

х

Иные формы контроля (определить)

х

х

Итого за 5 лет

 

1 434 439 тенге

Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа. Да ____ Нет _Х__

Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения _ х5

 

 

 

 Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)


Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы

 

 

Да

Нет

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки

 

 

Х

 

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

 

 

Х

 

Периодическая отчетность государству (или увеличение отчетности)

 

 

Х

 

Становление субъектом специализированных государственных проверок (или ужесточение существующего режима проверок или санкций)

 

 

Х

 

Получение справок и разрешений от государственных органов

 

 

Х

Иное (определить)

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования

Таблица 1

Разовые инвестиции

Расходы на тех обслуживание, поддержание (в год)

Итого

Инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

 

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

 

 

Таблица 2

Расходы на экспертизы и заключения

Периодическое обслуживание третьими лицами (в год)

Итого

Необходимость использования третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

Таблица 3

Государственные пошлины

Цена затраты рабочего времени (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Периодическая отчетность государству

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

Таблица 4

Цена затраты рабочего времени на работу с проверяющими (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Вероятностные штрафные санкции (цена штрафа умножается на вероятность его наложения) в год

Итого

Государственные проверки (специализированные по альтернативе)

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

Таблица 5

Государственные пошлины, другие прямые выплаты за документы

Цена затраты рабочего времени на их получение (человеко дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Получение разрешений, иных государственных документов

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

Таблица 6

Затраты, связанные с созданием саморегулируемой организации

Цена затраты рабочего времени работников саморегулируемой организации (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Обеспечение имущественной ответственности

Итого

Издержки, связанные с введением саморегулирования основанного на обязательном членстве (участии)

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

Таблица 7

Сумма взносов в год

Цена затраты рабочего времени на заключение договора со страховой компанией (человека дни умножить на зарплату по квалификации) в год

Итого

Издержки, связанные с введением страхования гражданско-правовой ответственности

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

Расходы за 5 лет

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

 

  Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках «Итого») суммируются ___тенге

      Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге.

 

Комментарий

КРЕТОВ ЕВГЕНИЙ (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 19:32 /

С проведенным АРВ полностью несогласны, фактически анализа не было, ужесточение регуляции ни чем не обосновано, почему не учитываются интересы бизнеса?

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:36

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

САИДОВ ХАСАН (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 19:18 /

Непохоже, чтобы регулятор отстаивал интересы обычных граждан, аналитика кривая, данные не достоверные! Чьи интересы на самом деле отстаиваются в этой сфере? Или министерство стало орудием недобросовестных депутатов? Где профессиональный подход, почему все делается как попало?

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:35

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

КРУЛЬ ПАВЕЛ (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 19:03 /

Абсолютно не понятно чем вызвано ужесточение регуляции, всем давно известно о фейковых данных которые гуляют в интернете, в сми и распространяются депутатами. Качественного анализа не было, даже Президента ввели в заблуждение о масштабах проблем! Кто будет нести ответственность за сокращение рабочих мест? За недополученные налоги и отсутствие спонсорства, а также прекращение финансирования спортивных трансляций? Даже полный запрет игорного бизнеса не решит Ваши проблемы, пока существует черный рынок! Регуляция непродуманная!

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:35

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

КЫЙСАРОВ РИНАТ (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:48 /

Принцип последовательности и предсказуемости не соблюден, регулятор ссылается на документы которыми не предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования!

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:35

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

КАЛИЕВ АЛИШЕР (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:23 /

Обоснование ужесточения регуляции не выдерживает никакой критики, причинно-следственные связи нарушены, данные взяты с потолка! Когда у нас в правительстве будут работать профессионалы? АРВ противоречит Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований, утвержденным Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748!

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:38

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

ГОНЧАРОВ АЛЕКСАНДР (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:21 /

Налоговым кодексом запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения. Поэтому данные изменения не подлежат принятия как нарушающие действующее законодательство!

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:34

данный комментарий не содержит конкретных замечаний к результатам АРВ

ГОНЧАРОВ АЛЕКСАНДР (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:21 /

Указанные в АРВ сведения представляют собой огромный поток данных. Сама налоговая технически готова к приему такого потока информации?

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:34

данный комментарий не содержит конкретных замечаний к результатам АРВ

ГОНЧАРОВ АЛЕКСАНДР (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:21 /

Указанные в АРВ сведения включают в себя персональные данные и коммерческую тайну. Кто будет в случае их утечки нести ответственность?

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:34

данный комментарий не содержит конкретных замечаний к результатам АРВ

МОРДАНОВ РУСЛАН (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:20 /

Принятие данных изменений направлено не на борьбу с теневым бизнесом, а на закручивание гаек для всей отрасли, т.к. АПК букмекеров и так обеспечены фискальным режимом ККМ и передают данные в налоговые органы. Неужели этого недостаточно?

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:35

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия

МОРДАНОВ РУСЛАН (Другие)

Общая информация по проекту правового акта... посмотреть текст 31/10 - 18:20 /

Данные изменения возлагают на налоговые органы дополнительное обязательство по созданию инфраструктуры, платформы, поддержанию связи и т.п., которое не закреплено Налоговым кодексом и влечет возникновение дополнительных расходов у государства и предпринимателей, что противоречит принципу повышения эффективности, закрепленному Налоговым кодексом.

Министерство туризма и спорта РК 01/11 - 21:21

Ваши замечания будут рассмотрены в рамках проводимого анализа регуляторного воздействия