Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

О внесении дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 180 «Об утверждении перечня существенно важных товаров»

Публичное обсуждение до: 12/12/2022
Всего голосов за проект: 1
Всего голосов против проекта: 0
Всего комментариев: 2
Всего ответов: 2
Всего голосов "за" (комментариев): 0
Всего голосов "против" (комментариев): 0
Тип НПА: Приказ
Категория: Экономика/экономическая деятельность
Государственный орган: Министерство торговли и интеграции РК
Форма отчета НПА, подтвержденная ГО
Раздел Комментарии Ответ Нравится Не нравится
О внесении дополнений в приказ Министра национальн... Добрый день! Заключение во вложении 853 от 30112022.pdf Здравствуйте! Принято к сведению. 0 0
О внесении дополнений в приказ Министра национальн... Еуразиялық өнеркәсіптік Ассоциациясы «Елеулі маңызды тауарлардың тізбесін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2014 жылғы 29 желтоқсандағы № 180 бұйрығына толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Сауда және интеграция министрі бұйрығының жобасын (бұдан әрі – бұйрық жобасы) қарап, EӨA бұйрық жобасын қабылдауға үзілді-кесілді қарсы екенін хабарлайды. Мысалы, бұйрық жобасында көмірді маңызды тауарлар тізбесіне енгізу көзделеді. «Сауда қызметін реттеу туралы» ҚР Заңына сәйкес, маңызды тауарлар тізбесіне енгізілген азық-түлік немесе өзге де тауарлардың ішкі нарығындағы аса маңызды жетіспеушіліктің алдын алу немесе азайту үшін орталық мемлекеттік органдар өз құзыреті шегінде уәкілетті органмен келісім бойынша жекелеген тауарларды әкетуге тыйым салулар мен сандық шектеулер енгізуі мүмкін. Өндірістің профициттік деңгейі кезінде көмір экспортын шектеу көмір өндіруші компаниялардың қаржылық жағдайын нашарлатады және елдің экспорттық әлеуетін әлсіретеді, бұл Қазақстан Республикасының индустриялық-инновациялық дамуының 2021-2025 жылдарға арналған тұжырымдамасына қайшы келеді, оның негізгі мақсатының бірі өнеркәсіптік өнім экспортының көрсеткішін нығайту болып табылады. Айта кету керек, ҚР Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің деректеріне сәйкес, ҚР ішкі нарығында көмір тұтыну көлемі 2021 жылы 76,8 млн. тоннаны құрады, бұл ретте көмір өндіру 111,7 млн. тоннаны құрады, яғни көмір өндіру көрсеткіштері ішкі нарықтағы ағымдағы сұраныс деңгейінен едәуір асып түседі. Көмір өндіруші компаниялар өндіру көлемінің төмендеуіне жол бермеу үшін экспорттық нарықтарға көмір сатуды қамтамасыз ету бойынша тұрақты негізде жұмыс жүргізілуде. Экспорттық келісімшарттар жеткізілім үздіксіздігінің қатаң шарттарымен жасалады. Уақтылы жеткізілмегені үшін көмір өндіруші компаниялар қаржылық жауапкершілікке тартылады. Көмір өндіруші компаниялар үшін көмір әкетуге тыйым салуды немесе оның көлемін шектеуді енгізу, сондай-ақ мемлекеттік органдардың тыйым салуды енгізу құқығы көмір өндіруші компаниялардың экспорттық әлеуеті мен бәсекеге қабілеттілігіне теріс әсер етеді, өйткені көмір компаниялары өз сатып алушыларына жеткізілімге кепілдік бере алмайды. Жеткізу кепілдіктерінің болмауы көмір сатып алушылардың таңдауына әсер етеді, бұл экспорттық нарықтарда сатылымның жоғалуына әкелуі мүмкін. Сонымен қатар, көміртексіздендіру бойынша әлемдік тренд жағдайында көмір саласы онсыз да аса күрделі қиындықтарға тап болып отыр, ірі тұтынушылардың бірі болып табылатын Ресей Федерациясы қазақстандық көмірден кезең-кезеңімен бас тартады, кредиттік ресурстарға қолжетімділік іс жүзінде жабық. Коммуналдық-тұрмыстық көмірге қатысты Қысылтаяң кезеңде тұтынушылардың коммуналдық-тұрмыстық көмірмен жеткіліксіз қамтамасыз етілуі мынадай себептерге байланысты туындайды: - жылжымалы құраммен қамтамасыз етудегі іркілістер; - жосықсыз өнім берушілердің ішкі нарықтың қажеттіліктерін қамтамасыз ету үшін көмір өндіруші ұйымдар өткізген көмірді экспортқа қайта сату жөніндегі іс-қимылдары; - коммуналдық-тұрмыстық көмір өндіретін жекелеген компаниялардың ішкі нарыққа көмір жеткізуінің болмауы. Ішкі нарықтың қанықтылығын қамтамасыз ету үшін қысылтаяң кезеңге (шілде – желтоқсан) мынадай жүйелі шараларды қабылдауды ұсынамыз: - жылжымалы құрам бойынша мәселені шешу; - ҚР аумағынан тыс жерлерге көмірді автомобиль көлігімен әкетуге тыйым салуды белгілеу; - коммуналдық-тұрмыстық көмір өндіретін барлық компаниялардың ішкі нарығына коммуналдық-тұрмыстық көмірді жеткізуге қатысу қажеттілігін бекіту; - жүк жөнелтуші жөнелту станциясына байланған көмір өндіруші немесе көмір байытушы компания болған жағдайда ғана коммуналдық-тұрмыстық көмірді темір жол көлігімен экспорттауға рұқсат ету. Бұл нарықты уақтылы қанықтыруға және маусымдық дүрбелеңді болдырмауға мүмкіндік береді деп санаймыз, бұл, әрине, соңғы тұтынушылар үшін коммуналдық-тұрмыстық көмірдің бағасына оң әсер етеді. Сондай-ақ «Шұбаркөл Көмір» АҚ коммуналдық-тұрмыстық көмірдің жалпы көлемінің 91,4%-ын ішкі нарықта сатқанын атап өткен жөн. Экспорттық бағыттарға жөнелтілетін негізгі өнім 0-50мм фракциясы болып табылады, ол сорттық көмір өндіру нәтижесінде пайда болатын көмір қалдықтары болып табылады. Ішкі нарықта 0-50мм фракциясының көміріне сұраныс өте төмен, осыған байланысты 0-50мм фракциясының көмірі жақын және алыс шет елдердің энергетикалық кәсіпорындарының қажеттіліктері үшін Қазақстан Республикасынан тыс жерлерге экспортталады. 0-50мм фракциясының көмірді өткізбеуі сұрыптау кешендерінің жұмысын тоқтатуға әкеп соғады және нәтижесінде ҚР коммуналдық-тұрмыстық секторына өткізілетін 50-300, 20-50, 25-300 фракцияларының көмір тапшылығын тудырады. Көмір экспортына шектеулер енгізілген жағдайда, сұрыпты фракциялардың коммуналдық-тұрмыстық көмірінің тапшылығы себебінен көмір ұсақ-түйектерін өткізудің болмауына байланысты себу мүмкін болмауына байланысты ҚР ішкі нарығына ең көп залал келтіріледі. Евразийская промышленная Ассоциация (далее – ЕПА), рассмотрев проект приказа Министра торговли и интеграции Республики Казахстан «О внесении дополнений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 180 «Об утверждении перечня существенно важных товаров» (далее – проект приказа), сообщает, что ЕПА категорически против принятия проекта приказа. Так, проектом приказа предусматривается включение угля в перечень существенно важных товаров. Согласно Закону РК «О регулировании торговой деятельности» для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, включенных в перечень существенно важных товаров, центральными государственными органами в пределах своей компетенции могут вводиться запреты и количественные ограничения вывоза отдельных товаров по согласованию с уполномоченным органом. Ограничение экспорта угля при профицитном уровне производства ухудшит финансовое состояние угледобывающих компаний и ослабит экспортный потенциал страны, что противоречит Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2021-2025 годы, одной из базовой цели которой является укрепление показателя экспорта промышленной продукции. Следует отметить, что согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, объём потребления угля на внутреннем рынке РК в 2021 году составил 76,8 млн. тонн, при этом добыча угля составила 111,7 млн. тонн, т.е. показатели добычи угля существенно превышают текущий уровень спроса на внутреннем рынке. Для недопущения снижения объемов добычи угледобывающими компаниями на постоянной основе проводится работа по обеспечению продаж угля на экспортные рынки. Экспортные контракты заключаются на жестких условиях непрерывности поставок. За несвоевременную поставку угледобывающие компании несут финансовую ответственность. Введение запрета или ограничения объемов вывоза угля для угледобывающих компаний, так же, как и само право государственных органов вводить запрет, крайне негативно отразятся на экспортном потенциале и конкурентоспособности угледобывающих компаний, поскольку угольные компании не смогут гарантировать поставки своим покупателям. Отсутствие гарантий поставки безусловно повлияет на выбор покупателей угля, что может привести к потере сбыта на экспортных рынках. Тем более в условиях мирового тренда по декарбонизации угольная отрасль итак испытывает серьезнейшие трудности, Российская Федерация, являющая одним из крупнейших потребителей, поэтапно отказывается от казахстанского угля, практически закрыт доступ к кредитным ресурсам. Касательно коммунально-бытового угля Недостаточная обеспеченность потребителей коммунально-бытовым углем в пиковый период возникает по следующим причинам: - перебои с обеспечением подвижным составом; - действия недобросовестных поставщиков по перепродаже на экспорт угля, реализованного угледобывающими организациями для обеспечения нужд внутреннего рынка; - отсутствие поставок угля на внутренний рынок отдельными компаниями, добывающими коммунально-бытовой уголь. Для обеспечения насыщения внутреннего рынка предлагаем на пиковый период (июль – декабрь) принять следующие системные меры: - решить вопрос по подвижному составу; - установить запрет на вывоз угля за пределы территории РК автомобильным транспортом; - закрепить необходимость участия в поставке коммунально-бытового угля на внутренний рынок всех компаний, добывающих коммунально-бытовой уголь; - разрешить экспортировать коммунально-бытовой уголь железнодорожным транспортом только при условии, что грузоотправителем является угледобывающая или углеобогащающая компания с привязкой к станции отправления. Считаем, что это позволит своевременно насытить рынок и избежать сезонного ажиотажа, что безусловно положительно скажется на ценах коммунально-бытового угля для конечных потребителей. Также следует отметить, что АО «Шубарколь комир» 91,4% от общего объема коммунально-бытового угля реализовано на внутреннем рынке. Основной продукцией, отгружаемой на экспортные направления, является фракция 0-50мм, представляющая из себя отсевы угля, образующиеся в результате производства сортовых углей. Спрос на уголь фракции 0-50мм на внутреннем рынке крайне низок, в связи с чем уголь фракции 0-50мм экспортируется за пределы Республики Казахстан для нужд энергетических предприятий стран ближнего и дальнего зарубежья. Отсутствие реализации угля фракции 0-50мм повлечет за собой остановку работы сортировочных комплексов, и, как следствие, создаст дефицит угля фракций 50-300, 20-50, 25-300, реализуемых на коммунально-бытовой сектор РК. В случае введения ограничений на экспорт угля наибольший урон получит внутренний рынок РК по причине дефицита коммунально-бытового угля сортовых фракций, возникшего ввиду невозможности производить рассев из-за отсутствия сбыта угольной мелочи. 2938 МТИ.pdf "Сауда қызметін реттеу туралы" 2004 жылғы 12 сәуірдегі Қазақстан Республикасы Заңының 18-бабының 2-тармағына сәйкес маңызды тауарлардың тізбесін орталық мемлекеттік органдардың ұсыныстары негізінде уәкілетті орган айқындайды. Осылайша, Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрлігінің (бұдан әрі – ҚР ИИДМ) ұсынысы негізінде Қазақстан Республикасы Сауда және интеграция министрлігі № 180 бұйрықпен бекітілген Маңызды тауарлар тізбесіне (бұдан әрі – Тізбе) көмірді қосу жөніндегі бұйрықтың жобасын әзірледі. Бұл ретте, тауарларды осы Тізбеге енгізу тарифтік емес шараларды автоматты түрде қолдануды білдірмейді, тек нарықта олардың сыни жетіспеушілігі жағдайында осындай шараларды енгізуге мүмкіндік береді. Сонымен қатар, тауарларды әкетуге тыйым салу (шектеулер) экономикалық тұрғыдан негізделуі керек. Ол үшін уәкілетті орган (салалық ведомство) мүдделі мемлекеттік органдардың, сондай-ақ "Атамекен" ҚР ҰКП өкілдерінің ұстанымын ескере отырып, тыйым салуды енгізудің орындылығына талдау жүргізеді және Сауда және интеграция министрлігіне ұсынады. Бұдан әрі ұсынылып отырған шара Сыртқы сауда саясаты және халықаралық экономикалық ұйымдарға қатысу мәселелері жөніндегі ведомствоаралық комиссияның (бұдан әрі – ВАК) шешімімен мақұлдануға тиіс, ол мүдделі мемлекеттік органдардың, сондай-ақ "Атамекен"ҚР ҰКП өкілдерінің қатысуымен ҚР Премьер-Министрінің орынбасарының төрағалығымен өткізіледі. Тізбе толықтырылатын көмір, оның ішінде жылу беру маусымында халықтың коммуналдық-тұрмыстық қажеттіліктеріне арналғанын назарға ала отырып, осы тауарды тізбеге енгізуді халықтың әлеуметтік және экономикалық әл-ауқатын қамтамасыз ету мақсатында маңызды деп санаймыз. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности» Перечень существенно важных товаров определяется уполномоченным органом на основании предложений центральных государственных органов. Так, на основании предложения Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – МИИР РК) Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан разработан проект приказа по включению угля в Перечень существенно важных товаров (далее – Перечень), утвержденных приказом № 180. При этом, включение товаров в данный Перечень не означает автоматическое применение нетарифных мер, а лишь дает возможность введения таких мер в случае их критического недостатка на рынке. Кроме того запреты (ограничения) на вывоз товаров должны быть экономически обоснованны. Для этого уполномоченный орган (отраслевое ведомство) проводит анализ целесообразности введения запрета с учетом позиции заинтересованных государственных органов, а также представителей НПП РК «Атамекен» и предоставляет в Министерство. Далее предлагаемая мера должна быть одобрена решением Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях (далее – МВК), которая проводится под председательством Заместителя Премьер-Министра РК с участием заинтересованных государственных органов, а также представителей НПП РК «Атамекен». Принимая во внимание, что уголь, которым дополняется Перечень, предназначен, в том числе, для коммунально-бытовых нужд населения в отопительный сезон, считаем включение данного товара в Перечень важным в целях обеспечения социального и экономического благополучия населения. 0 0