Единый контакт-центр

1414

+7-7172-906-984

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «Об использовании альтернативных источников энергии»

Публичное обсуждение до: 27/06/2024
Всего голосов за проект: 1
Всего голосов против проекта: 0
Всего комментариев: 7
Всего ответов: 7
Всего голосов "за" (комментариев): 0
Всего голосов "против" (комментариев): 0
Тип НПА: КДРП
Категория: Природные ресурсы и экология
Государственный орган: Министерство энергетики РК
Форма отчета НПА, подтвержденная ГО
Раздел Комментарии Ответ Нравится Не нравится
Онлайн дауыс беру... Қайырлы күн, жақын жылдары су тапшылығы болады деп дабыл қағуда, АЭС суы бар жерге салынатын болса, жобамен Балхаш көлі дейтін болсақ, оның тартылып кету қаупі болмайды ма? Қаралып отырған қаражат көлемі де аз емес екен, біз 10 жылда салып бітіреміз дегенде су тапшылығына ұшырап, жоба іске аспай қалмайды ма? АЭС Балқаш көлінің жағасында орналасқан жағдайда АЭС-ті пайдалану кезінде судың қайтымсыз шығыны көл бетінен судың табиғи булануынан болатын шығындармен салыстырғанда әлдеқайда төмен болады. Сонымен, Балқаш көлінің су балансының шығыс бөлігі 2023 жылы су бетінен – 18,7 км3 көлемінде буланумен көрсетілген. Вендорлар ұсынған деректерге сәйкес екі блокты АЭС-ті пайдаланудан судың қайтарымсыз шығыны (булануы) жылына шамамен 63 млн. м3 құрайды, бұл Балқаш көлінің жыл сайынғы табиғи булануының шамамен 0,32%-на тең. Балқаш көлінің көлемі 108,3 млрд. м3 бағаланатынын атап өту маңызды. Демек, АЭС Балқаш көліне айтарлықтай әсер етпейді. Сонымен қатар, референдум қорытындысы бойынша АЭС салу бойынша оң шешім болған жағдайда салқындату үшін тиісті жобалық шешімдерді таңдау (тікелей ағын, тоған-салқындатқыш, «кәдімгі» салқындатқыш мұнаралар, құрғақ салқындатқыш мұнаралар), АЭС-тің су ресурстарына әсерін бағалау және басқа да зерттеулер жұмыстары Қазақстан Республикасының экологиялық заңнамасына сәйкес инженерлік ізденістер мен қоршаған ортаға әсерді бағалауды жүргізе отырып, АЭС салу жобасының техникалық-экономикалық негіздемесін әзірлеу барысында болашақта жүргізілетін болады. 0 0
№ Проблемный вопрос Основные причины возникш... Категорически против того и не понимаю как можно относить выработку электроэнергии на АЭС, с учетом проблем с утилизацией отходов, относить к "Возобновляемым источникам энергии" и тем более стимулировать через различные инструменты. Убирайте АЭС из этого списка. Согласно законодательству РК, ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ источники энергии – источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов; а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: отходы потребления, биомасса, биогаз и иное топливо из отходов потребления, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии. При этом, настоящим законопроектом Атомную энергию планируется отнести к АЛЬТЕРНАТИВНЫМ источникам энергии в связи с нулевыми выбросами диоксида углерода в процессе производства электроэнергии Данное решение коррелируется с поддержанным Европейским Парламентом от 6 июля 2022 год решением Европейской комиссии, согласно которому инвестиции в атомную энергетику признаются как «Зеленые» и благоприятные для климата. 0 0
Мероприятия Сроки Ответственный государствен... Строительтво АЭС необходимо исключить из мер реализации , так как еще не прошел референдум. Нет решения , но при этому же предлагаются меры стимулирования. Это противоречит текущему законодательству. В принципе непонятно почему также при оценке влияния не указывается ничего относительно негативносго -отрицательного влияния АЭС на экосистему Балхаша. законопроектом предполагается уточнение перечня альтернативных источников энергии (предполагается возложить эту функцию на Министерство энергетики), в том числе отнесение к ним атомной энергии. Данный вопрос не зависит от принятого на референдуме решения. При этом, решение по строительству АЭС будет принято Правительством РК с учетом результатов референдума. Отмечаем. Что строительство АЭС на о. Балхаш не будет являтся прямым следствием принятия закона. 0 0
№ Решение Плюсы Минусы 1 Стим... Атомная энергетика - устаревший способ производства электроэнергии, крайне дорогой и опасный. Оказывать поддержку атомной энергетике нет оснований, если может выигрывать - пусть выигрывает в рыночном поле. Принимая во внимание мировую повестку углеродной нейтральности, возможности ввода угольной генерации в качестве базовой ограничены ввиду отказа международных финансовых институтов в инвестировании средств в строительство угольных электростанций. При этом, средний износ оборудования ТЭЦ составляет более 60%. Масштабный ввод газовой генерации также невозможен ввиду ограниченности ресурсов газа в стране. Одним из приоритетных направлений в энергетическом секторе Казахстана является развитие атомной энергетики. Учитывая рост потребления электроэнергии Казахстан нуждается в вводе новых базовых мощностей в целях стабильного обеспечения потребности страны. В условиях текущего уровня развития технологий, применяемых в энергетическом секторе, АЭС является наиболее перспективным решением альтернативой замены выбывающих мощностей. Строительство АЭС в Казахстане позволит открыть новые возможности для развития экономики страны, диверсифицировать энергетическое и промышленное производство, развить науку и внедрить современные технологии, снизить экологическую нагрузку за счет сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду, создать новые рабочие места и развить кадровый потенциал атомной отрасли, и т.д. 0 0
1. Описание проблемы:... Заключение к КДРП по ПЗРК «Об использовании альтернативных источников энергии» Заключение ИЗПИ.pdf Благодарим за предоставленные замечания. Ваши замечания и предложения будут рассмотрены и учтены. 0 0
1. Описание проблемы:... Касательно позиции 2 раздела 1 КДРП В качестве проблемного вопроса указано отсутствие благоприятных условий для развития альтернативных источников энергии (за исключением возобновляемых источников энергии). При этом КДРП предусмотрено, что целью стимулирования генерации альтернативных источников энергии могут быть рассмотрены различные механизмы, в том числе: 1) в виде мер, направленных на продажу электроэнергии по цене, обеспечивающей окупаемость объекта с использованием альтернативных источников энергии за счёт преференций в торговле или доплат участников рынка; 2) в виде мер, направленных на упрощение процесса проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов с использованием альтернативных источников энергии. Из предлагаемых положений не совсем ясен механизм продажи электроэнергии по цене, обеспечивающей окупаемость объекта с использованием альтернативных источников энергии, а также ее реализация на рынке. Так, к примеру согласно Закону «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» имеется тариф на поддержку возобновляемых источников энергии – тариф на продажу единым закупщиком электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии, объектами по энергетической утилизации отходов, устанавливаемый единым закупщиком электрической энергии для квалифицированных потребителей промышленных комплексов и прямых потребителей в соответствии с правилами определения тарифа на поддержку возобновляемых источников энергии, утвержденными уполномоченным органом. Кроме того, согласно статьей 82 Предпринимательского кодекса в случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. Более того, в КДРП не совсем ясен механизм по упрощению процесса проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов с использованием альтернативных источников энергии. С учетом изложенного полагаем необходимым полностью раскрыть предлагаемые пути решения описанных проблем. Касательно позиции 3 раздела 1 КДРП В качестве основных причин возникшей проблемы (отсутствие законодательного регулирования развития деятельности с использованием альтернативных источников энергии на государственном уровне) разработчиком указано отсутствие единой регуляторной и стимулирующей политики в сфере развития альтернативных источников энергии, в том числе уполномоченного государственного органа, ответственного за развитие альтернативных источников энергии; прав и обязанностей участников в области развития альтернативных источников энергии применительно ко всем этапам деятельности, системы государственного контроля и надзора за деятельностью участников рынка, а также за соответствием деятельности требованиям в области безопасности, и пр. В свою очередь, полагаем, что предлагаемое положение требует доработки в части полного раскрытия предлагаемых механизмов (ответственный государственный орган, права и обязанности участников и др.). Кроме того, согласно статьей 82 Предпринимательского кодекса в случае, если государственные органы планируют ввести новый регуляторный инструмент и (или) требование, ужесточить регулирование в отношении субъектов предпринимательства, государственные органы должны предварительно провести процедуру анализа регуляторного воздействия в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству. С учетом изложенного КРДП требует дополнительной проработки. В целом полагаем, что при описании проблем должны быть использованы результаты правового мониторинга, статистические данные, социологические опросы, исследования как ученых с РК, так и зарубежных ученых и др. меры. Касательно раздела 2 КДРП В данном разделе детально предусмотрен международный опыт стран по применению альтернативных источников энергии. При этом в КДРП не отражено какой опыт стран будет применим к Республике Казахстан. В этой связи КДРП необходимо доработать. Касательно раздела 3 КДРП Полагаем, что предлагаемые пути решения и ожидаемые результаты носят декларативный характер, что в свою очередь не позволяют оценить эффективность данных решений. Вместе с тем в данном разделе не отражены минусы от вводимого регулирования. Касательно раздела 4 КДРП Согласно указанному разделу в качестве положительного влияния предлагаемых путей решения на органы государственной власти рассматривается уменьшение регулирующих функций. Кроме того, одним из плюсов является уменьшение тарифа за электроэнергию для потребителей. Вместе с тем содержание КДРП не отражены соответствующие положения, связанные с тарифом и уменьшением регулирующих функций. Касательно раздела 6 КДРП В указанном разделе разработчиком не были приведены механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия), тогда как данный раздел предполагает полное раскрытие механизмов реализации вводимого регулирования. Данный раздел должен содержать конкретные мероприятия по реализации решения, принятого для устранения проблем, с указанием сроков реализации, ответственных госорганов или должностных лиц, и возможных затрат. Касательно раздела 7 КДРП В данном разделе разработчиком не были указаны возможные риски, которые могут возникнуть прямо или косвенно, а также повлиять на эффективную реализацию регулирования деятельности. Разработчик должен привести возможные риски (в том числе социальные) с причинами их возникновения, а также систему управления рисками. Полагаем, что система управления рисками должна содержать конкретные мероприятия по разрешению и устранению проблем. Касательно раздела 8 КДРП В данном разделе должен указываться исчерпывающий перечень целевых групп предполагаемого регулирования, на которые окажут воздействие предлагаемые разработчиком решения проблем. При этом полагаем необходимым описать характер непосредственного или косвенного воздействия на каждую группу. Касательно раздела 11 КДРП В данном разделе разработчик должен отразить структуру и содержание проекта Закона. На сегодняшний день энергия солнечного излучения, ветра, гидродинамическая энергия воды, отходы потребления, биомасса, биогаз, биотопливо и использование атомной энергии урегулированы Законами «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» и «Об использовании атомной энергии». При этом указанным разделом КДРП не предусмотрены соответствующие изменения в законы «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» и «Об использовании атомной энергии». В целом по КДРП имеются также следующие замечания и предложения Министерства. 1. Одним из основополагающих направлений в сфере развития альтернативных источников энергии предполагается развитие атомной энергетики и водорода в РК. Вместе с тем отмечаем, что в КДРП не отражены основополагающие методы, система, механизм, принципы реализации данных сфер. Кроме того, учитывая имеющиеся другие альтернативные источники энергии в Республике Казахстан, полагаем необходимым разработчику дополнительно проработать положения КДРП в части включения соответствующих вопросов. В то же время разработчику необходимо доработать раздел 2 в части приведения международного опыта в сфере развития водорода и атомной энергетики и его сопоставление с национальным законодательством. 2. В соответствии с подпунктом 1-4) статьи 1 Закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» возобновляемые источники энергии – источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов; а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: отходы потребления, биомасса, биогаз и иное топливо из отходов потребления, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии. Согласно источникам интернет-ресурсов (Wikipedia) альтернативный источник энергии – является возобновляемым ресурсом, он заменяет собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле. Вместе с тем согласно Стратегии достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года (Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2023 года № 121)(далее - Стратегия) приоритетами текущей и декарбонизированной энергетических систем по сектору энергетики являются альтернативные и возобновляемые источники энергии, улавливание и хранение углерода. Кроме того, согласно Стратегии одновременно с наличием существенных запасов и активным использованием ископаемых энергоресурсов Казахстан обладает значительным потенциалом развития возобновляемой и альтернативной энергетики, а именно ветровой, солнечной, геотермальной, атомной, водородной и биоэнергетики. При этом согласно Стратегии низкоуглеродное развитие и углеродно-нейтральная система 2060 года предполагает один из следующих видов преобразований: 1) поэтапное замещение угля альтернативными и возобновляемыми источниками энергии. Более того, согласно Стратегии для низкоуглеродного развития и достижения углеродной нейтральности до 2060 года будет проводиться поэтапное планомерное снижение доли угольной генерации с увеличением доли ВИЭ и альтернативной энергии, а также использование природного газа в качестве промежуточного топлива. В структуру мощностей войдут атомные электрические станции как стабильный источник энергии, поэтому будет разработано долгосрочное видение по развитию атомной энергетики. С учетом изложенного полагаем, что КДРП требует доработки с учетом положений Стратегии. 3. В соответствии с пунктом 9 Правил законотворческой работы Правительства РК (постановлением Правительства РК от 29 декабря 2016 года № 907)(далее – Правила), разработка консультативного документа включает в себя, в том числе, осуществление исследования и прогноза социальных, финансово-экономических, экологических, правовых и иных последствий принятия предлагаемых решений (положительных/отрицательных), в том числе анализ возможных социальных рисков, а также тенденций и вариантов развития общественных отношений в определенной сфере в связи с такими решениями, а также изучение международного опыта и проведение сравнительно-правового анализа. В этой связи при разработке консультативного документа необходимо учитывать данные требования Правил. Кроме того, обращаем внимание, что органом-разработчиком не соблюдено требование пункта 16 Правил в части необходимости представления уведомления в Министерство о размещении КДРП на интернет-портале. для портала 27.docx Благодарим за предоставленные замечания. Ваши замечания и предложения будут рассмотрены и учтены. 0 0
1. Описание проблемы:... По разделу 5 (Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения) Согласно предложенным мерам в консультативном документе регуляторной политики к проекту Закона «Об альтернативных источниках энергии» (далее – КДРП) предполагается строительство АЭС в случае одобрения на референдуме, а также строительство водородных хабов/заводов по производству водорода. 1 сентября 2023 года Президентом РК предложено вынесение вопроса о строительстве атомной электростанции на общенациональный референдум. При этом конкретный срок вынесения данного вопроса на референдум все еще не принят. В целом полагаем, что строительство АЭС должно быть обстоятельно доказано, с учетом обсуждения данного вопроса с общественностью. Кроме того, следует изучить международный опыт в данной сфере, учесть экологические риски, безопасность, воздействие на окружающую среду, водные ресурсы, тарифообразование и ряд других вопросов. Вместе с тем согласно закону «О правовых актах» консультативный документ регуляторной политики – документ установленной формы, в котором должны содержаться проблемы государственного регулирования в конкретной сфере, пути их решения, обоснование необходимости разработки проекта закона и иные положения, определяемые Правительством Республики Казахстан. В целом КДРП содержит положения, которые планируется реализовать посредством разработки соответствующего законопроекта. При этом решение о строительстве АЭС все еще не принято. В этой связи возникает вопрос относительно включения соответствующих положений в КДРП. Кроме того отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 20-1 Закона «О правовых актах» проекты нормативных правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе. Относительно строительства водородных хабов/заводов по производству водорода отмечаем, что в КДРП отсутствуют соответствующие положения, связанные с реализацией данного вопроса (содержательные положения по правовому статусу, целям, механизму). Относительно разработки отдельного нового Закона «Об альтернативных источниках энергии» На сегодняшний день вопросы, связанные с развитием возобновляемых источников энергии урегулированы Законом «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и рядом других НПА. Правовая основа и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии регламентированы в Законе «Об использовании атомной энергии». Вопросы, связанные со сферой производства и оборота биотоплива регулируются Законом «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива». Согласно Закону «О правовых актах» Закон – нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан. В целом полагаем, что сфера альтернативных источников энергии в РК является сравнительной новой и недостаточно изученной. В соответствии с подпунктом 1-4) статьи 1 Закона «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» возобновляемые источники энергии – источники энергии, непрерывно возобновляемые за счет естественно протекающих природных процессов, включающие в себя следующие виды: энергия солнечного излучения, энергия ветра, гидродинамическая энергия воды; геотермальная энергия: тепло грунта, подземных вод, рек, водоемов; а также антропогенные источники первичных энергоресурсов: отходы потребления, биомасса, биогаз и иное топливо из отходов потребления, используемые для производства электрической и (или) тепловой энергии. Согласно источникам интернет-ресурсов (Wikipedia) альтернативный источник энергии – является возобновляемым ресурсом, он заменяет собой традиционные источники энергии, функционирующие на нефти, добываемом природном газе и угле. При этом в КДРП уполномоченным органом конкретно не разграничено что будет относиться к возобновляемым источникам энергии, что к альтернативным. В целом полагаем, что зарождение и принятие нового Закона «Об альтернативных источниках энергии» должно быть рассмотрено уполномоченным органом обстоятельно, с учетом введения новых подходов и механизмов в сфере альтернативных источников энергии. Кроме того, полагаем возможным в большей степени ориентироваться на решение существующих проблем в сфере альтернативных источников энергии в части правоприменительной практики без зарождения нового закона, путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты (законы «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и др. вопросы). прилож 25.06.docx Благодарим за предоставленные замечания. Ваши замечания и предложения будут рассмотрены и учтены. 0 0