Единый контакт-центр

1414

8-800-080-7777

Категория

Условие поиска

Государственный орган *

Публичное обсуждение до

С По

Тип

Статус

Дата создания

С По

 

Концепция проекта Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан»

Публичное обсуждение до: 21/02/2020
Всего голосов "за" проект: 1
Всего голосов "против" проекта: 2
Всего комментариев: 30
Всего ответов: 30
Всего голосов "за" (комментариев): 22
Всего голосов "против" (комментариев): 15
Тип НПА:
Категория: Культура, Религия, СМИ
Государственный орган: Министерство информации и общественного развития РК
Форма отчета НПА, подтвержденная ГО
Раздел Комментарии Ответ Нравится Не нравится
НПА Ну вот, мы, гражданское общество, были услышаны. Этот законопроект уже отражает положительные политические реформы Благодарим за положительный отзыв к проекту Концепции 0 4
НПА По правде говоря, у нас полностью отсутствует культура митингов. Постоянная неорганизованность, никто не может до конца сформулировать свои требования, и в целом люди стоят там по принципу: "хочу то, не знаю чего". Давайте учиться культуре, знать свои права, не реагировать на провокации, при этом спокойно реагировать на действия полицейских. Благодарим за комментарий к проекту Концепции 0 4
НПА Это сплошной фарс!!! Теперь понятно почему вы это делали скрытно и без правозащитников-экспертов! Благодарим за комментарий к проекту Концепции. В законопроекте приняты мнения Республиканского общественного объединения «Казахстанский союз юристов», а также других известных правозащитников страны. 3 0
НПА Всем международным стандартам вроде соответствует. Во многих европейских и западных странах даже жестче требования к проведению и организации митингов. Благодарим за положительный отзыв к проекту Концепции 0 3
НПА Егер осы заң кабылданатын болса біздің "КАЗАҚИ" мәдениетімізге қарама-қайшы келетін ЛГБТ және тағы да сол сияқты біздің жастарымыздың санасын улайтын ұйымдарға жол бермеу, оларға ондай митингтер ұйымдастыруға тыйым салынатын жолдарын қарастыру керек. Болмаса бұл заңның кабылдануын болдырмау керек, себебі осы Заң арқылы санасы құлдырап бара жатқан қоғамымызды, өзіміздің ҚАЗАҚ тегімізді жоғалтып аламыз. Біздің қоғам ондай тыныш (бейбіт) митингтер өткізуге дайын емес деп ойлаймын. Тұжырымдаманың жобасына түсініктеме үшін алғыс айтамыз. 0 4
НПА в пункт 1 вместо "собрании" написать : собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. А то получится собрание указано а пикет одиночный запрещено Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно проекту закона предусмотрена возможность проведения одиночного пикетирования. 0 0
НПА укажите что Блогерам только указывать название канала и никаких удостоверении Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Законом «О средствах массовой информации» установлено, что журналист имеет право присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста. 1 0
НПА Хотелось бы,чтобы законодательное разрешение на свободу мирных собраний и митингов не запрещали суды разными надуманными судебными решениями в аккурат перед проведениями митингов. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Необходимо отметить, что концепция законопроекта направлена на регулирование мирных собраний, проводимых в соответствии с законом. Принятие судебных актов в отношении мероприятий, проводимых в нарушение закона, регулируется иными законодательными актами. 2 0
НПА Слова "иные основания, предусмотренные законом", при перечне оснований для отказа в проведении собраний противоречат провозглашенному принципу исключительности данного перечня и дает возможность расширительного его толкования. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. В проекте концепции отражено, что перечень оснований будет исчерпывающим 3 0
НПА Удалить "Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц." Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно пункту 1 статьи 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Также согласно статье 32 Конституции граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. 0 0
НПА Удалить "Определить специализированные места, где возможно проведение мирных собраний." как противоречащие международным принципам свободы мирных собраний. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Концепцией предусматривается что специализированные места (места для шествий, пикетов, митингов, собраний и т.д.) будут определяться маслихатами, в центральных частях населенных пунктов. Специализированные места должны отвечать требованиям безопасности, транспортной доступности, санитарным норма и правилам. Введение специализированных мест позволит: 1) повысить культуру организации и проведения мирных собраний; 2) обеспечить доступность специализированных мест для свободы выражения мнений, так как эти места будут предназначены для проведения мирных собраний; 3) обеспечить общественную безопасность участников и организаторов мирных собраний. 2 0
НПА Удалить "Здесь главным принципом для определения специализированного места для проведения мирных собраний должен стать принцип озвученный Президентом в своём послании от 2 сентября 2019 года – «Не на окраине городов»". Подобное утверждение является мнением высшего чиновника страны и не более того. Казахстан должен соответствовать "Международному пакту о гражданских и политических правах" (статья 21), ратифицированному Казахстаном Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, который вступил в силу для РК 24 апреля 2006 года (письмо МИД РК от 27.06.06 г № 12-1-2/1445). Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Концепцией предусматривается, что специализированные места (места для шествий, пикетов, митингов, собраний и т.д.) будут определяться маслихатами, в центральных частях населенных пунктов. Специализированные места должны отвечать требованиям безопасности, транспортной доступности, санитарным норма и правилам. Введение специализированных мест позволит: 1) повысить культуру организации и проведения мирных собраний; 2) обеспечить доступность специализированных мест для свободы выражения мнений, так как эти места будут предназначены для проведения мирных собраний; 3) обеспечить общественную безопасность участников и организаторов мирных собраний. 2 0
НПА Удалить - "уважать законные права и интересы физических и юридических лиц при проведении мирных собраний;". Организатор, как и любой другой гражданин Казахстан или гость страны, должен соблюдать,а не уважать законы Казахстана. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно пункту 1 статьи 34 Конституции каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. 2 0
НПА Оставить только уведомительный характер - "В законодательство планируется внедрение смешанной модели проведения мирных собраний – уведомительного и регламентированного порядка". Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Действующий закон предусматривает возможность проведения мирных собраний только после получения согласования местных исполнительных органов. Уведомительный порядок предусмотрен для митинга, собрания при условии участия граждан в количестве менее 250-х человек без получения какого-либо ответа или согласия от местных исполнительных органов. Таким образом, проектом концепции впервые в Республики Казахстан вводится уведомительный порядок проведения мирных собраний. 1 0
НПА Убрать это требование: "Уведомительный порядок проведения мирных собраний будет предусмотрен для пикетов, митингов, собраний, при условии участия менее двухсот пятидесяти человек в определенном местным представительным органом специализированном месте." Кто будет считать и как? Это повод для провокаций и не имеет обоснования. Почему 250, а не 260 или 240? Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Участие 250 человек уже является довольным большим числом участников и может привести к осознанию проблемы со стороны государственных органов. В настоящее время органы внутренних дел обеспечивают безопасность граждан на спортивно-массовых мероприятиях с количеством зрителей более 200 человек. Вместе с тем, при проведении шествий и демонстраций необходимость согласования мирного собрания с местными исполнительными органами обоснована, тем что местным исполнительным органам необходимо по заданному маршруту провести организационные мероприятия (перекрывать улицы, дороги, принять меры для обеспечения безопасности), что в свою очередь несёт определенные неудобства гражданам, не участвующим в мирных собраниях, но проживающим в местах, располагающихся рядом с маршрутом следования участников. 2 0
НПА Удалить "не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях;". Это обязанность исполнительной власти обеспечить передвижение граждан во время митингов, обеспечив визуальные указание обхода и заблаговременное извещение граждан о планируемом митинге. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно проекту концепции установление специализированных мест будет осуществляться в центральных частях населенных пунктов. В этой связи, в период проведения мирного собрания возможно нахождение в данных местах граждан, не участвующих в мирных собраниях. Таким образом, данная норма необходима для обеспечения прав граждан, не участвующих в мирных собраниях. 2 0
НПА Убрать требование "отличительного знака" из "по предъявлению удостоверения журналиста (представителя средства массовой информации), отличительного знака присутствовать в местах проведения мирных собраниях;". Что это за отличительный знак? Проблесковый маячок на голове? Любой журналист имеет право участвовать в митинге, т.к. является гражданином страны, а даже если не является, т.к. это его работа - освещать происходящие события. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Законопроектом предусматривается компетенция Министерства по принятию Правил деятельности журналиста (представителя СМИ), присутствующего на мирных собраниях, формы отличительных знаков журналиста. Как известно, сейчас отличительным знаком для журналиста является, как правило, жилетка. В целом, мы предлагаем обсудить данный вопрос с журналистским сообществом для выработки приемлемого для всех сторон формы отличительного знака. Кроме того, согласно закону «О средствах массовой информации» журналист имеет право присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста. 2 0
НПА Не должно быть причин для отказа, тем более столь размытых. Удалить - "Законопроектом будет установлен исключительный перечень оснований для отказа в проведения мирных собраний, к примеру: если целью их проведения является разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, насильственное ниспровержение конституционного строя, либо их проведение угрожает общественному порядку и безопасности граждан; если в месте проведения мирного собрания введено военное или чрезвычайное положение, а также иные основания предусмотренные законом." Собрания должны носить исключительно уведомительный характер. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно статье 32 Конституции граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. В этой связи, в проекте закона будет установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа. 0 0
НПА Нам всем, особенно разработчикам нового закона "О мирных собраниях и митингах" нужно понять и осознать, что закон «о МИРНЫХ митингах» не разрабатывается против какого-то конкретного политика или против чиновников, депутатов, руководителей, итд… Мирные митинги нужны ЗА и ДЛЯ развития любой страны, общества. Мирные митинги это МОЩНЕЙШИЙ импульс и ГАРАНТИЯ для позитивного развития всех сфер жизни в нашей стране: политическая культура, экономика, наука и образование, медицина, инфраструктура, спорт, пресечение коррупции, межнациональное согласие, итд... Концепция нового закона "О мирных собраниях и митингах" должна базироваться на том понимании, чтобы дать возможность МИРНЫМ, законопослушным, истинно желающим для своей страны РАЗВИТИЯ и ПРОЦВЕТАНИЯ, гражданам МИРНО выразить свои позиции по тем или иным общественным, государственным вопросам. МИРНЫЕ митинги для МИРНЫХ, ЗАКОНОПОСЛУШНЫХ граждан должны быть разрешены в ЛЮБОМ месте городов по принципу "видимости и слышимости" адресата сообщения митингующих людей. Благодарим за комментарий к проекту Концепции 0 0
НПА Я думаю, что в новом законе об уведомительных МИРНЫХ митингах должны быть прописаны как минимум следующие 7 пунктов: 1) Для проведения МИРНОГО митинга ДОСТАТОЧНО уведомить местные органы государственного управления о месте, времени и теме МИРНОГО митинга, чтобы акиматы подготовили данное место с точки зрения обеспечения безопасности самих участников митинга, а также других людей. Процедура уведомления должна, прежде всего, служить целям содействия проведению собраний. Она ни в коем случае не должна фактически превращаться в процедуру получения разрешения на проведение такого мероприятия. 2) Мирные митинги могут проводиться без предварительного уведомления в случае стихийных МИРНЫХ митингов. (Определение стихийных митингов, права и обязанности всех сторон в случае стихийных МИРНЫХ митингов также обозначены в законопроекте «О мирных собраниях» европейской организации ОБСЕ от 2010 года, второе издание.) 3) МИРНЫЕ митинги могут проводиться в ЛЮБОМ общественном месте по принципу ВИДИМОСТИ и СЛЫШИМОСТИ, кроме исключительных, законодательно запрещенных, опасных мест. Публичные собрания проводят с целью доведения идей и посланий до сведения конкретного лица, группы или организации. Поэтому общее правило заключается в том, что следует способствовать проведению собраний в пределах «видимости и слышимости» их целевой аудитории. ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО. Собрания являются таким же законным использованием публичного пространства, как и торговля, движение транспорта или пешеходов. Это соображение должно учитываться при рассмотрении необходимости каких-либо ограничений. У акимата есть право запретить митинг, но только по исключительной и чётко прописанной в законе причине. Например, митинг проводится запрещённой организацией или с антиконституционными целями в целях насильственного свержения существующего строя. Отказ можно обжаловать, если суд отменит решение акимата, мероприятие проводится. Или же, митинг не запрещают, но делают уточнение, так как на месте, которое указано в уведомлении, уже проводится какое-то другое мероприятие или кто-то подал заявку раньше. Тогда власти вместе с организаторами митинга согласовывают альтернативное время или место. 4) Полиция и правоохранительные органы должны отвечать за общественную безопасность и помогать, охранять митингующих людей. Это их прямая обязанность. 5) Митинги должны носить исключительно МИРНЫЙ характер. Запрещено призывать к насилию и расовой, религиозной вражде. 6) Люди, участники митингов, призывающие к насилию, к беспорядкам, к убийствам и расовой, религиозной вражде, наносящие ущерб здоровью людей, общественному и личному имуществу, подлежат задержанию и аресту полицией. 7) Запрещено задерживать, арестовывать, каким-либо образом оказывать давление или преследовать МИРНЫХ участников митинга. Такое незаконное, какое-либо преследование, давление и аресты МИРНО митингующих людей во время и после митингов со стороны полиции, спецслужб или отдельных чиновников должно СТРОГО наказываться государственными органами. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Проектом Концепции предусматривается введение уведомительного порядка для пикетов, собраний, митингов до 250 человек, которые не требуют получения ответов от местных исполнительных органов. Проектом концепции предусматривается, что проведение мирных собраний будет носить исключительно мирный характер. Проектом закона будут установлены запреты на призывы к насилию, к беспорядкам, расовой, социальной, религиозной розни. Необходимо отметить, что действующим Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за воспрепятствование в проведении мирных собраний. Обеспечение общественного порядка будет осуществляться в соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Концепцией предусмотрено, что специализированные места (места для шествий, пикетов, митингов, собраний и т.д.) будут определяться маслихатами, в центральных частях населенных пунктов. Специализированные места должны отвечать требованиям безопасности, транспортной доступности, санитарным норма и правилам. Введение специализированных мест позволит: 1) повысить культуру организации и проведения мирных собраний; 2) обеспечить доступность специализированных мест для свободы выражения мнений, так как эти места будут предназначены для проведения мирных собраний; 3) обеспечить общественную безопасность участников и организаторов мирных собраний. Данный проект Концепции регулирует порядок организации и проведения мирных собраний. В свою очередь, проведение мирных собраний потребует необходимое для подготовки и организации, а также обеспечения общественной и пожарной безопасности, обеспечения участников иной помощью. 0 0
НПА Наш президент, Касым-Жомарт Кемелевич в интервью сказал, что при проведении митингов ответственность за сохранение общественного порядка будут нести сами организаторы митингов. С этим я категорически не согласен. ЭТО В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД. Организаторы митинга не могут знать кто точно и сколько людей придут на тот или иной митинг. Организаторы митинга могут лишь обозначить тему, время митинга, но они не могут нести ответственность за поведение отдельных участников митинга. Мы все видели, когда в Астане летом прошлого 2019 года были митинги, как молодые ребята с зонтами и в масках мешали работе журналистов, провоцировали там людей на конфликты. Известная журналистка Айнура Коскина знает это не понаслышке. Она работала тогда там на месте вместе с другими журналистами. Всем было понятно, что это были подставные ребята с правоохранительных органов и спецслужб. Их никто не арестовывал. В народе таких подставных провокаторов прозвали «нуртитушки». ЗА СОХРАННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТЬ САМИХ МИТИНГУЮЩИХ ЛЮДЕЙ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. Это их прямая обязанность. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Необходимо отметить, что действующим Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за воспрепятствование в проведении мирных собраний. Обеспечение общественного порядка будет осуществляться в соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». 0 0
НПА Этот обсуждаемый и предлагаемый к принятию законопроект "О мирных митингах" не отвечает нормам по соблюдению прав и свобод человека на МИРНЫЕ собрания, митинги. Это становится понятно, когда читаешь ДАЖЕ лишь два пункта из этого законопроекта: 1) Проводить мирные собрания можно только в установленных законом местах. Государственный орган определяет одно или два места в городе для проведения мирных митингов. 2) Если участников митинга будет больше 250 человек,то нужно брать разрешение. Первый подвох - Не уведомительный способ проведения, как об этом заявлял президент Токаев, а разрешительный. Второй подвох - если в мирном собрании и митинге участвуют до 250 человек, то брать разрешения не обязательно, просто уведомляешь гос.орган. Однако!, кто, какой организатор может ТОЧНО знать, сколько придёт людей на самом деле на тот или иной мирный митинг? Организаторы могут лишь предполагать, прогнозировать. В итоге получается, что таким образом могут любой уведомительный мирный митинг до 250 человек разогнать, задержать и арестовать организатора и участников данного митинга за УЧАСТИЕ В НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ МИТИНГЕ, так как число участников оказывается превысило 250 человек, а для таких случаев нужно было брать РАЗРЕШЕНИЕ гос.органа. А разрешения нет, только уведомление, поэтому аресты и штрафы. Этот законопроект о мирных митингах однозначно не годится к принятию. Зачем всё так усложнять? Есть же законопроект о мирных собраниях и митингах, разработанный европейскими юристами - экспертами организации ОБСЕ в 2010 году, второе, издание. В разработке этого законопроекта участвовал наш известный, казахстанский правозащитник Евгений Жовтис, совместно с европейскими коллегами. Там всё прописано с точки зрения настоящей демократии и соблюдения прав, обязанностей государственных органов, журналистов, наблюдателей, всех участников мирного митинга. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Согласно проекту закона предусматривается установление специализированных мест в центральных частях административно-территориальных единиц. Таким образом, каждый район в городе будет обладать собственным специализированным местом для проведения мирных собраний. Проектом концепции и проектом закона не предусматривается ответственность организаторов за превышение количества граждан, указанных в уведомлении. Превышение количества граждан будет являться основанием для прекращения мирного собрания. 0 0
НПА Почему мы все очень ценим, уважаем и восторгаемся западной Европой? Люди в западной Европе смогли обеспечить высокий уровень жизни не только для 1-2% населения, но для всех граждан страны в целом. Также они смогли вывести на высокие уровни развития сферу медицины, образования, науки, сферы жилищно-коммунального, инфраструктурного строительства, правоохранительную и судебную системы, итд, итд… Как западная Европа смогла достичь этого? Там живут более честные, более порядочные, более умные президенты, чиновники, депутаты, люди? Нет. Они смогли достичь этого всего через пресечение коррупции и ВЫСОКУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ чиновников перед своими гражданами. Они пресекли КОРРУПЦИЮ через законодательное утверждение и ФАКТИЧЕСКУЮ реализацию права граждан на МИРНЫЕ митинги. Власть, сама по себе, всегда несёт в себе соблазн к коррупции. К власти могут прийти разные люди:грамотные и порядочные, и не очень порядочные. Обычно, к власти приходят люди, обладающие напористым характером, ораторским искусством, лидерско- организаторскими способностями. Однако, это всё совсем не даёт гарантию их ПОРЯДОЧНОСТИ. Есть такое очень правильное выражение-:"Власть развращает человека. А абсолютная власть развращает человека абсолютно." К власти могут прийти потом ДАЖЕ порядочные, хорошие люди. Однако, помимо коммерческо-денежных, административных соблазнов, у всех есть друзья, знакомые, родственники, дети, итд... Поэтому почти любого порядочного человека со временем могут эти все соблазны во власти развратить, испортить. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ закон «О мирных собраниях и митингах» БУДЕТ ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ ЧИНОВНИКОВ и НАЧАЛЬНИКОВ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ВЛАСТИ. Начальники и чиновники будут тогда реально чувствовать свою ответственность перед людьми, перед народом. В случае возникновения конфликтных, проблемных, наболевших вопросов у граждан, люди будут выходить на исключительно мирные митинги и выражать свои позиции и чаяния. Однако, повторюсь, исключительно МИРНО. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. 0 0
НПА Предложения от гражданского движения независимых наблюдателей относительно Концепции к проекту Закона «О порядке и проведении мирных собраний в Республике Казахстан», опубликованный на сайте legalacts.egov.kz 07.02.2020г. Гражданское движение «Альянс независимых наблюдателей» вместе с региональными независимыми наблюдателями ознакомились и обсудили действующий Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (далее – Закон) и предлагаемый проект Концепции по внедрению нового Закон Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан и предлагает следующие выводы и предложении. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Прямая форма демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политическое решение и осуществляет свою власть через выборы, референдум. К ним же можно отнести и собрания, митинги, шествия, демонстраций, пикетирования, обращения в органы власти (открытые и прямые заявления, петиции) и народные обсуждения важнейших вопросов. Мы считаем, что в законе следует четко прописать, что такое «мирный пикет», «мирный митинг», «мирная забастовка», «одиночный пикет», «одиночная» или массовая (групповая) демонстрация» и т.п., прописать условия проведения переговоров с пикетчиками, с митингующими, сделать закон о мирных собраниях и митингах менее репрессивным по отношению к гражданам и более основанном на конструктивном диалоге власти и активного гражданского общества. В проекте Концепции предлагается внедрение смешанной модели: уведомительного и регламентированного порядка проведения мирных собраний. В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа, в течении установленного срока, проведение мирного собрания считается согласованным по умолчанию. На новом Законе НЕОБХОДИМО прописать значение и суть, а также правила и порядки, регламенты и механизмы реализации мирных собраний касательно понятия «по умолчанию». Мы считаем, что любой гражданин Казахстана не посягая на целостность государственности, может выразить свой протест в виде массового мирного митинга, массового мирного собрании с уведомлением, а мирного одиночного пикета без всякого уведомления властей, работодателей или других граждан или структур, против решений которых или для внимания которых этот пикет или митинг направлены. А также в стране могут проводиться спонтанные (без уведомления властей) мирные собрания по немедленной реакции граждан на какие-либо произошедшие события в стране, на незаконно принятые властью, без согласия народа, поправки в основные законы страны, а также мы расширили бы это заявление, по опыту Желтоксан-86, на назначение несоответствующего лица на высокую политическую должность. Принимаемый законодательством той или иной страны, провозгласившей себя демократической, порядок проведения мирных собраний один – уведомительный, что и показывает практика других демократических государств. Наличие в названии Закона слова «порядок» уже противоречит принципам демократии. В «Руководящих принципах по свободе мирных собраний» БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии всегда трактуется термин «право на свободу мирных собраний», а не «право на мирные собрания». Свобода мирных собраний – одна из основ реальной демократии, развития диалога между гражданским обществом и правительством. «Руководящие принципы по свободе мирных собраний», Варшава – Страсбург, 2010 г. Презумпция в пользу проведения мирных собраний Поскольку право на свободу мирных собраний относится к основным правам, его реализация должна осуществляться без внешнего регулирования, насколько это возможно. Желающие принять участие в собрании не должны просить на это разрешения. Законодательство должно недвусмысленно определять презумпцию в пользу свободы собраний. При любой возможности трактовать нормы закона в пользу проведения собрания, ему не должно чиниться препятствий. Позитивные обязательства государства по содействию мирным собраниям и их защите Организатор мирного собрания в своем регламенте расписывает все этапы проведения мирного собрания в предпочтительном для него месте, с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, включая использование транспортных средств. Организатор мирного собрания несет ответственность за намеренное нарушение заранее составленного регламента. Однако, не несет ответственность за поступки «провокаторов». В проекте рассматривается понятие регламентированного порядка проведения мирного собрания при участии более двухсот пятидесяти человек в определенном местным представительным органом специализированном месте. Организатор мирного собрания не может заранее предугадать точного, даже предполагаемого количества участников мирного собрания. Поэтому мы возражаем касательно понятие регламентирующего порядка мирного собрания, так как оно противоречит конституционным правам граждан. Прогноз количества участвующих в мирном собрании лиц делается органами власти совместно с органами внутренних дел, с учетом жителей той местности, где будет проводиться данное мероприятие. Цель данного прогноза – обеспечение безопасности и правопорядка, возлагаемые органам внутренних дел, чтобы организаторы мирного собрания смогли претворить в жизнь свои конституционные права. Участники собрания имеют такие же права на пользование публичным пространством в течение разумного периода времени, как и любые другие лица. «Организатор», «участник», «журналист» – мирные субъекты собраний, наряду с которыми, как показывает практика, существуют иные – «провокаторы», «подстрекатели». И эти последние должны быть включены в понятийный аппарат, должна быть предусмотрена их ответственность за содеянные ими действия. В Законе нужно четко прописать роль СМИ в митингах, не разделяя их на государственные и независимые, поскольку цель у них единая – донести до публики информацию, реальные факты жизни общества. Обратная связь с обществом И в действующем Законе, и в предлагаемой Концепции по организации и проведению мирных собраний нет понятия «обратная связь с обществом». Нынешнее время активное гражданское общество неоднократно подает заявления на проведение мирных собраний в местные органы управления, в большинстве случаев в ответ получают отказ. Со стороны местных акиматов не было обратной связи. Если отказывали касательно дат и места проведения, то можно было предложить время и место, удобные для всех. Во многих отказных ответах не указывались причины, сообщались только о неудовлетворении заявлении касательно проведения мирных собраний. Это еще больше увеличит протест граждан. Это явный показатель отсутствия обратной связи с обществом. Общественный порядок и единые требования Одна из недостатков Закона является отсутствие единых требований по проведению мирных собраний, отсутствие четкого и понятного перечня прав и обязанностей сторон, в том числе организатора, участников и иных лиц, также государства. В итоге появляются препятствия по проведению мирного собрания на должном законном уровне. Вот здесь возникают различия. Правоохранительные органы из-за отсутствия четкого понятия начинают ограничивать конституционные права граждан. Одна из основных функций государства – защита конституционных прав граждан и обеспечение общественного порядка, то есть государство должно максимально содействовать сохранению общественного порядка, при этом не нарушая конституционные права участников и организаторов. Законность Права и свободы граждан охраняются и гарантируются законом. Закон страны о мирных собраниях должна соответствовать международным стандартам в области прав человека. В принимаемом новом законе должно быть исключено разночтение, нужно конкретизировать, что является нарушением закона в процессе мирного собрания и каковы последствия таких нарушений. Рациональность Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть рациональными. В процессе достижения органами власти законных целей предпочтение следует отдавать мерам, представляющим наименьшие вмешательства. Принцип рациональности требует, чтобы органы власти автоматически не накладывали ограничения, которые существенным образом меняют характер мероприятия, – например, не следует переносить место проведения собрания в удаленные от центра районы города. Запрещение публичного собрания лишь на основании того факта, что оно будет проводиться в одно и то же время, в одном и том же месте с другим публичным собранием – незаконно и нерационально. Надлежащее администрирование Митинги организовывает гражданин страны, член общества, хорошо осведомленный с законодательством, осознающий всю свою ответственность за его последствия. Задача же административных органов – максимальное содействие своим гражданам в реализации их законных прав, не нарушая при этом законных прав и интересов других граждан, что выполнимо в современном обществе. О любых ограничениях к собранию необходимо немедленно сообщить в письменном виде организатору этого мероприятия с объяснением причины каждого ограничения. Такие решения должны приниматься как можно раньше, с тем, чтобы любая апелляция в независимый суд могли быть рассмотрена до даты, указанной в уведомлении о собрании. Ответственность административного органа Административные органы должны нести ответственность за невыполнение своих правовых обязанностей согласно принципам административного права. Следует способствовать проведению собраний в пределах «видимости и слышимости» их целевой аудитории, в доступном для людей местах. В Законе нужно четко указать перечень мест, в которых проведение мирного собрания запрещается: опасные производства, железнодорожные линий, высоковольтные линий электропередач и т.д., и должно быть прописано, что в других местах митинги и собрания разрешаются. Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 21 В Международном пакте о гражданских и политических правах признаётся право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государства или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Механизмы урегулирования конфликтов до проведения митингов и мирных собраний. Государства или иные НПО должны содействовать урегулированию мирные собрания путем переговоров, медиации между сторонами. Трудовой конфликт в Жанаозене перешёл в массовый митинг, в результате которого имело место противостояние между работниками производства и сотрудниками правоохранительных органов и погибли люди. Если бы власти провели переговоры, можно было избежать массовых беспорядков. Таким образом, медиация должна направляться на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем. Рассмотрение резолюций и петиций мирных собраний В рассматриваемом Законе по организации и проведению мирных собраний необходимо уделить внимание вопросу рассмотрения резолюций и петиций мирных собраний. Организаторы мирных собраний и участвующие в них граждане должны получить ответ от власти или организации, к которой обращались в митинге или собрании, на резолюцию, заявление или петицию, где они подписались. Неразрешенные вопросы не должны оставаться открытыми, поскольку проблемы требуют своего решения и не должны скрываться и нивелироваться. Поправки и дополения от гражданского движения независимых наблюдателей относительно к проекту Закона «О порядке и проведении мирных собраний в Республике Казахстан», опубликованный на сайте legalacts.egov.kz 07.02.2020г. Поправки и дополения пп. 6) ст. 1 исключить, так как организатор мирного собрания не может заранее предугадать точного, даже предполагаемого количества участников мирного собрания, а также для проведения массового митинга достаточно уведомительный характер. п 2) ст.4 исключить фразу (заявление о получении согласования), поскольку процедура согласования является фактическим обращением за разрешения, что противоречить Конституции, а также международным стандартам. Положения законопроекта не должны вступать вопиющие противоречие с положениями Конституции. Граждане не обязаны согласовывать реализацию своих Конституционных прав с акиматами. Поэтому оставить только уведомительный порядок. пп.6 п.1 ст.5 уточнить, какие стандарты и нормы применяются при использовании звукоусиливающих техсредств. пп.пп. 9), 10) п.2 ст.5 исключить, данные подпункты требуют от организаторов определить предельную заполняемость по норме, что является абсурдным. пп. п.2 ст.5 исключить фразу — «обеспечивать сохранность зеленых насаждений». Поскольку представляется абсолютно невозможным, если кто-то из участников, например, наступит на газон. пп.15 п.2 ст.5 исключить Организатор не может и не обязан быть одновременно фотографом или видеоператором, так как не входит в обязанности организатора. пп.2) п.3 ст.5 исключить фразу -совершать действия о препятствовании передвижению «не участников» Поскольку любое скопление людей могут создать временную помеху, так же как например концерты на площадях в дни празднования… пп.3) п.5 ст.4 исключить если гражданин понес уже административное наказание, у него должно быть право на организацию митинга. пп. 1 п.3 ст.8 исключить фразу-норма предельной заполняемости пп.4 п.4 ст. 8 исключить фразу -иные специальные места и время Данная норма ставить организаторов слишком в зависимое положение от МИО, что противоречит Конституции. п. 3 ст.9 уточнить! Расплывчатость данной нормы может позволить МИО злоупотребить своим доминирующим положением. п.1 ст. 10 УДАЛИТЬ фразу — форму пикетирования. пп.1 п.2. ст.10 изменить Ввести разумный срок для уведомления, поскольку указанный срок в законопроекте слишком длительный (возможно на какие-то событие, нужно будет реагировать срочно). пп.6 п.3 ст. 10 исключить пп.9 п.3 удалить фразы — организации обеспечения медицинской помощи, пожарной безопасности Данные фразы возлагают на организаторов чрезмерную ответственность за принятые мер по проведению митингов, мирных собрании, а также навязывают организатором функции государственных органов. пп.3 п.1 ст.11 пересмотреть Не все указанные перечни обоснованны для изменения место и времени для проведения митингов ст.ст. 12,13 исключить ст.15 исключить Агитация не является с выражением протеста или недовольства, а является лишь пропагандой. абзац 3. пп.8 п.1 ст.14 исключить Предоставить права на организацию мирных собраний и митингов лицам без гражданства, иностранцам постоянно проживающим в РК, поскольку в случае нарушения закона ими, они носят одинаковая ответственность наравне с гражданами РК. пп.11 п.1 ст.14 исключить пп.4 п.1 ст.18 исключить Организаторы не могут гарантировать установленное количество участников, поскольку этот процесс может быть спонтанным и выйти за пределами контроля организаторов. Дополнения: Исключить положения, требующие от организаторов выполнения обязанностей правоохранительных органов. Организаторы не должны нести ответственность за правонарушения отдельных лиц или провокаторов. МИО совместно с органами внутренних дел обязаны оказывать содействие организаторам в обеспечении охране правопорядка и безопасности лиц при проведении митингов, собрания. За нежелательные последствия митингов, должны нести ответственность, органы выполняющие государственные функции и каждое отдельное лицо за свои противоправные поступки Считаем, что социальная напряжения достигла критического уровня и принятие данного проекта закона повлечёт негативные последствия, усилит радикальные убеждения и может привести к массовым беспорядком. Просим предоставить компетентный полный ответ на данное письмо гражданское движение РОО «АНН» по адресу: г. Нур-Султан, ул. Манаса 6/1, кв. 126. Контакты: 1. Баекин Жанбура Ботаевич, 8701 082 97 77 2. Султаева А.И., 8702 157 33 76 3. Атькен У., 8 777 753 133 4. Абдикаликова А., 8701 400 99 05 5. Сеитов Т.Ж. 8 705 166 8282 Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Необходимо отметить, что в международной практике существуют различные подходы к проведению мирных собраний. В некоторых странах, например, Японии, Швеции, Сингапуре необходимо получения разрешения властей. В странах с уведомительным порядком проведения мирных собраний также необходимо направление уведомления в правоохранительные или местные органы за определенное время до даты проведения. При этом органы государственной власти могут отказать в проведении мирного собрания по различным основаниям, в первую очередь в целях общественной безопасности. В свою очередь, проведение мирных собраний потребует необходимое для подготовки и организации, а также обеспечения общественной и пожарной безопасности, обеспечения участников иной помощью. Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Проектом закона предусматривается введение понятия журналист, а также закрепление прав, обязанностей, журналистов. Кроме того, уполномоченный органом в области средств массовой информации будут утверждены Правила деятельности журналистов. Также для журналистов будут установлены отличительные знаки. Проектом закона будет установлен механизм рассмотрения поступивших уведомлений или заявлений. Проектом закона будет установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний. При этом решение должно быть обоснованным и мотивированным. Также проектом закона предоставлено право на обжалование решений об отказе в проведении мирного собрания. Кроме того, в случае занятости места будет предлагаться иное альтернативное место. Проектом закона будут установлены права и обязанности как участников, так и организаторов мирных собраний. При этом проектом закона установлено, что специализированные места будут установлены в центральных частях населенных пунктов. Таким образом, будет решен вопрос о проведении мирных собраний в «отдаленных местах». Проектом закона будет предоставлено право организаторов на сбор подписей под требованиями и другими обращениями граждан. При этом порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Касательно подпункта 6) статьи 1, подпункта 4) статьи 4 проекта закона (согласование) Проектом закона предусматривается введение регламентированного порядка проведения мирного собрания для шествий, демонстраций, митингов и собраний, при участии более двухсот пятидесяти человек. Введение регламентированного порядка связано с вопросами обеспечения общественной безопасности. Кроме того, при проведении шествий и демонстраций необходимо обеспечить перекрытие улиц, проезд транспорта по альтернативным маршрутам, извещение граждан о временных неудобствах при передвижении. В некоторых странах для проведения мирных собраний необходимо получение разрешения властей. Касательно подпункта 6) пункта 1 статьи 5 Данное предложение учтено. Будет сделана ссылка на законодательство Республики Казахстан. Касательно подпункта 9), 10) пункта 2 статьи 5 (обязанности по предельной заполняемости). Данные предложения учтены. Исключены данные обязанности из проекта закона. Касательно подпункта 11) пункта 2 статьи 5 (обязанность организатора обеспечивать сохранность зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений, а также иного имущества). Поскольку мирные собрания будут проводиться в общественных местах, то целесообразно, что организатор будет обеспечивать сохранность не принадлежащего ему имущества. В свою очередь, для участников также установлены обязанности по обеспечению сохранности зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений, а также иного имущества. Касательно подпункта 15) пункта 2 статьи 5 (обязанность организатора по требованию государственных органов и (или) их должностных лиц предоставлять фотосъемку и видеозапись мирных собраний). Необходимо отметить, что организатору предоставлено право осуществлять фотосъемку и видеозапись мирных собраний. Однако данная обязанность применима только в случаях установленных законодательством, например при установлении каких-либо нарушений при проведении мирного собрания. Касательно подпункта 2) пункта 3 статьи 5 (запрет совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленных насаждений и малых архитектурных форм, и иного имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях). Согласно проекту закона установление специализированных мест будет осуществляться в центральных частях населенных пунктов. В этой связи, в период проведения мирного собрания возможно нахождение в данных местах граждан, не участвующих в мирных собраниях. Таким образом, данная норма необходима для обеспечения прав граждан, не участвующих в мирных собраниях. Поскольку мирные собрания будут проводиться в общественных местах, то целесообразно, что организатор будет обеспечивать сохранность не принадлежащего ему имущества. Касательно подпункта 3) пункта 5 статьи 5 (запрет на право быть ороанизатором гражданину Республики Казахстан, ранее неоднократно подвергнувшийся к административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан). Данное предложение учтено, исключено из проекта закона. Касательно подпункта 1) пункта 3 статьи 8 (установление компетенции местных представительных органов определяет специализированные места для проведения мирных собраний, порядок использования специализированных мест, нормы их предельной заполняемости). Данная компетенция необходима для обеспечения общественной безопасности, так как специализированные места будут предназначены для участия в мирных собраниях большего количества людей. Вместе с тем, специализированные места будут иметь четкие границы, что при большом скоплении людей может привести к образованию угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. В этой связи, предлагается также установить нормы предельной заполняемости, что позволит также установить несколько специализированных мест в черте населенных пунктов. Касательно подпункта 4) пункта 4 статьи 8 (предложение альтернативных мест). На практике может возникнуть ситуация, когда в непосредственной близости от специализированного места проводятся иные культурные, спортивные, религиозные и иные массовые мероприятия. Проведение различных мероприятий в ограниченном пространстве может привести к угрозе жизни и здоровью, общественной безопасности. Касательно пункта 3 статьи 9 (проведение мирных при поступлении заявок на одно и тоже время). Данная норма направлена на регулирование проведения мирных собраний при поступлении одновременно нескольких заявок на одно и тоже место в одном и том же месте. При наступлении такого случая будет предусмотрен принцип очередности по времени. Касательно пункта 1 статьи 10 (исключение из уведомительного порядка пикетирования). Пикетирование является одной из форм выражения мнения. При этом целью пикета может являться призыв к осуществлению каких-либо незаконных действий, разжиганию какой-либо розни. Касательно подпункта 1) пункта 2 статьи 10 (сокращение сроков рассмотрения уведомления). Для подготовки проведения мирного собрания необходимо задействовать местные исполнительные органы, правоохранительные органы, службы жизнеобеспечения, а также подготовить специализированное место, что требует временных затрат. Касательно подпункта 6) пункта 3 статьи 10 (предполагаемое количество участников). Для подготовки проведения мирного собрания необходимо задействовать местные исполнительные органы, правоохранительные органы, службы жизнеобеспечения, а также подготовить специализированное место. При этом количество занятых на мирном собрании служб зависит от количества участников, которые примут участие в мирных собраниях. Касательно подпункта 6) пункта 3 статьи 10 (формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, пожарной безопасности, намерение использовать звукоусиливающие технические средства, плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, транспортные средства в случаях, предусмотренных настоящим Законом, при проведении мирных собраний). Необходимо отметить, что организатор планирует проведение мирного собрания с участием группы граждан. Данное требование не является новеллой в мировой практике. Например, в Нью-Йорке организатор должен обеспечить страхование ответственности в размере до $ 1 000 000, кроме этого организатору необходимо получить обязательное согласование департамента полиции, пожарного, медицинского, транспортных и других служб Касательно подпункта 3) пункта 1 статьи 11 (предложения об изменении места и времени). На практике может возникнуть ситуация, когда в непосредственной близости от специализированного места проводятся иные культурные, спортивные, религиозные и иные массовые мероприятия. Проведение различных мероприятий в ограниченном пространстве может привести к угрозе жизни и здоровью, общественной безопасности. Касательно исключения статей 12, 13. Проектом закона предусматривается введение регламентированного порядка проведения мирного собрания для шествий, демонстраций, митингов и собраний, при участии более двухсот пятидесяти человек. Введение регламентированного порядка связано с вопросами обеспечения общественной безопасности. Кроме того, при проведении шествий и демонстраций необходимо обеспечить перекрытие улиц, проезд транспорта по альтернативным маршрутам, извещение граждан о временных неудобствах при передвижении. В некоторых странах для проведения мирных собраний необходимо получение разрешения властей. Касательно исключения статьи 15 (агитация). В данном случае речь не идет только о протестных акциях. Данное право позволит организатору информировать граждан, СМИ о проведении мирного собрания и привлечь внимание к каком-либо актуальному вопросу общественной жизни. Касательно исключения подпункта 8) пункта 1 статьи 14 (финансирование иностранцами, лицами без гражданства и иностранным юридическим лицам). Согласно статье 39 Конституции право участия в мирных собраниях предоставлено только гражданам Республики Казахстан. Касательно исключения подпункта 11) пункта 1 статьи 14 (если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест для проведения мирных собраний). Специализированные места будут предназначены для участия в мирных собраниях большего количества людей. Вместе с тем, специализированные места будут иметь четкие границы, что при большом скоплении людей может привести к образованию угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Касательно исключения подпункта 4) пункта 1 статьи 18 (основание для прекращение – превышение количества). При превышении количества участников необходимо большее количество сотрудников оргнов внутренних дел, иных служб. Превышение количества участников, указанного в уведомлении или заявлении может привести к угрозе жизни и здоровью участников мирного собрания, а также иных лиц, не участвующих в проведении мирного собрания. По дополнениям Касательно исключения положений об исполнении организаторами требований правоохранительных органов В данном случае речь идет о законных требованиях правоохранительных органов, направленных на обеспечение общественного порядка. Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Касательно обеспечения МИО совместно с органами внутренних дел обеспечния общественного порядка. Обеспечение общественного порядка будет осуществляться в соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Касательно индивидуальной ответственности. Действующим процессуальным законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Касательно социальной напряженности при принятии законопроекта Принятие законопроекта приведет к более эффективному урегулированию общественных отношений в области проведения мирных собраний, а также обеспечит правовую основу гражданам Республики Казахстан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. 0 0
НПА Предложения от гражданского движения независимых наблюдателей относительно Концепции к проекту Закона «О порядке и проведении мирных собраний в Республике Казахстан», опубликованный на сайте legalacts.egov.kz 07.02.2020г. Гражданское движение «Альянс независимых наблюдателей» вместе с региональными независимыми наблюдателями ознакомились и обсудили действующий Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» (далее – Закон) и предлагаемый проект Концепции по внедрению нового Закон Министерством информации и общественного развития Республики Казахстан и предлагает следующие выводы и предложении. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Прямая форма демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политическое решение и осуществляет свою власть через выборы, референдум. К ним же можно отнести и собрания, митинги, шествия, демонстраций, пикетирования, обращения в органы власти (открытые и прямые заявления, петиции) и народные обсуждения важнейших вопросов. Мы считаем, что в законе следует четко прописать, что такое «мирный пикет», «мирный митинг», «мирная забастовка», «одиночный пикет», «одиночная» или массовая (групповая) демонстрация» и т.п., прописать условия проведения переговоров с пикетчиками, с митингующими, сделать закон о мирных собраниях и митингах менее репрессивным по отношению к гражданам и более основанном на конструктивном диалоге власти и активного гражданского общества. В проекте Концепции предлагается внедрение смешанной модели: уведомительного и регламентированного порядка проведения мирных собраний. В случае отсутствия ответа местного исполнительного органа, в течении установленного срока, проведение мирного собрания считается согласованным по умолчанию. На новом Законе НЕОБХОДИМО прописать значение и суть, а также правила и порядки, регламенты и механизмы реализации мирных собраний касательно понятия «по умолчанию». Мы считаем, что любой гражданин Казахстана не посягая на целостность государственности, может выразить свой протест в виде массового мирного митинга, массового мирного собрании с уведомлением, а мирного одиночного пикета без всякого уведомления властей, работодателей или других граждан или структур, против решений которых или для внимания которых этот пикет или митинг направлены. А также в стране могут проводиться спонтанные (без уведомления властей) мирные собрания по немедленной реакции граждан на какие-либо произошедшие события в стране, на незаконно принятые властью, без согласия народа, поправки в основные законы страны, а также мы расширили бы это заявление, по опыту Желтоксан-86, на назначение несоответствующего лица на высокую политическую должность. Принимаемый законодательством той или иной страны, провозгласившей себя демократической, порядок проведения мирных собраний один – уведомительный, что и показывает практика других демократических государств. Наличие в названии Закона слова «порядок» уже противоречит принципам демократии. В «Руководящих принципах по свободе мирных собраний» БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии всегда трактуется термин «право на свободу мирных собраний», а не «право на мирные собрания». Свобода мирных собраний – одна из основ реальной демократии, развития диалога между гражданским обществом и правительством. «Руководящие принципы по свободе мирных собраний», Варшава – Страсбург, 2010 г. Презумпция в пользу проведения мирных собраний Поскольку право на свободу мирных собраний относится к основным правам, его реализация должна осуществляться без внешнего регулирования, насколько это возможно. Желающие принять участие в собрании не должны просить на это разрешения. Законодательство должно недвусмысленно определять презумпцию в пользу свободы собраний. При любой возможности трактовать нормы закона в пользу проведения собрания, ему не должно чиниться препятствий. Позитивные обязательства государства по содействию мирным собраниям и их защите Организатор мирного собрания в своем регламенте расписывает все этапы проведения мирного собрания в предпочтительном для него месте, с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, включая использование транспортных средств. Организатор мирного собрания несет ответственность за намеренное нарушение заранее составленного регламента. Однако, не несет ответственность за поступки «провокаторов». В проекте рассматривается понятие регламентированного порядка проведения мирного собрания при участии более двухсот пятидесяти человек в определенном местным представительным органом специализированном месте. Организатор мирного собрания не может заранее предугадать точного, даже предполагаемого количества участников мирного собрания. Поэтому мы возражаем касательно понятие регламентирующего порядка мирного собрания, так как оно противоречит конституционным правам граждан. Прогноз количества участвующих в мирном собрании лиц делается органами власти совместно с органами внутренних дел, с учетом жителей той местности, где будет проводиться данное мероприятие. Цель данного прогноза – обеспечение безопасности и правопорядка, возлагаемые органам внутренних дел, чтобы организаторы мирного собрания смогли претворить в жизнь свои конституционные права. Участники собрания имеют такие же права на пользование публичным пространством в течение разумного периода времени, как и любые другие лица. «Организатор», «участник», «журналист» – мирные субъекты собраний, наряду с которыми, как показывает практика, существуют иные – «провокаторы», «подстрекатели». И эти последние должны быть включены в понятийный аппарат, должна быть предусмотрена их ответственность за содеянные ими действия. В Законе нужно четко прописать роль СМИ в митингах, не разделяя их на государственные и независимые, поскольку цель у них единая – донести до публики информацию, реальные факты жизни общества. Обратная связь с обществом И в действующем Законе, и в предлагаемой Концепции по организации и проведению мирных собраний нет понятия «обратная связь с обществом». Нынешнее время активное гражданское общество неоднократно подает заявления на проведение мирных собраний в местные органы управления, в большинстве случаев в ответ получают отказ. Со стороны местных акиматов не было обратной связи. Если отказывали касательно дат и места проведения, то можно было предложить время и место, удобные для всех. Во многих отказных ответах не указывались причины, сообщались только о неудовлетворении заявлении касательно проведения мирных собраний. Это еще больше увеличит протест граждан. Это явный показатель отсутствия обратной связи с обществом. Общественный порядок и единые требования Одна из недостатков Закона является отсутствие единых требований по проведению мирных собраний, отсутствие четкого и понятного перечня прав и обязанностей сторон, в том числе организатора, участников и иных лиц, также государства. В итоге появляются препятствия по проведению мирного собрания на должном законном уровне. Вот здесь возникают различия. Правоохранительные органы из-за отсутствия четкого понятия начинают ограничивать конституционные права граждан. Одна из основных функций государства – защита конституционных прав граждан и обеспечение общественного порядка, то есть государство должно максимально содействовать сохранению общественного порядка, при этом не нарушая конституционные права участников и организаторов. Законность Права и свободы граждан охраняются и гарантируются законом. Закон страны о мирных собраниях должна соответствовать международным стандартам в области прав человека. В принимаемом новом законе должно быть исключено разночтение, нужно конкретизировать, что является нарушением закона в процессе мирного собрания и каковы последствия таких нарушений. Рациональность Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть рациональными. В процессе достижения органами власти законных целей предпочтение следует отдавать мерам, представляющим наименьшие вмешательства. Принцип рациональности требует, чтобы органы власти автоматически не накладывали ограничения, которые существенным образом меняют характер мероприятия, – например, не следует переносить место проведения собрания в удаленные от центра районы города. Запрещение публичного собрания лишь на основании того факта, что оно будет проводиться в одно и то же время, в одном и том же месте с другим публичным собранием – незаконно и нерационально. Надлежащее администрирование Митинги организовывает гражданин страны, член общества, хорошо осведомленный с законодательством, осознающий всю свою ответственность за его последствия. Задача же административных органов – максимальное содействие своим гражданам в реализации их законных прав, не нарушая при этом законных прав и интересов других граждан, что выполнимо в современном обществе. О любых ограничениях к собранию необходимо немедленно сообщить в письменном виде организатору этого мероприятия с объяснением причины каждого ограничения. Такие решения должны приниматься как можно раньше, с тем, чтобы любая апелляция в независимый суд могли быть рассмотрена до даты, указанной в уведомлении о собрании. Ответственность административного органа Административные органы должны нести ответственность за невыполнение своих правовых обязанностей согласно принципам административного права. Следует способствовать проведению собраний в пределах «видимости и слышимости» их целевой аудитории, в доступном для людей местах. В Законе нужно четко указать перечень мест, в которых проведение мирного собрания запрещается: опасные производства, железнодорожные линий, высоковольтные линий электропередач и т.д., и должно быть прописано, что в других местах митинги и собрания разрешаются. Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 21 В Международном пакте о гражданских и политических правах признаётся право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государства или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Механизмы урегулирования конфликтов до проведения митингов и мирных собраний. Государства или иные НПО должны содействовать урегулированию мирные собрания путем переговоров, медиации между сторонами. Трудовой конфликт в Жанаозене перешёл в массовый митинг, в результате которого имело место противостояние между работниками производства и сотрудниками правоохранительных органов и погибли люди. Если бы власти провели переговоры, можно было избежать массовых беспорядков. Таким образом, медиация должна направляться на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем. Рассмотрение резолюций и петиций мирных собраний В рассматриваемом Законе по организации и проведению мирных собраний необходимо уделить внимание вопросу рассмотрения резолюций и петиций мирных собраний. Организаторы мирных собраний и участвующие в них граждане должны получить ответ от власти или организации, к которой обращались в митинге или собрании, на резолюцию, заявление или петицию, где они подписались. Неразрешенные вопросы не должны оставаться открытыми, поскольку проблемы требуют своего решения и не должны скрываться и нивелироваться. Поправки и дополения от гражданского движения независимых наблюдателей относительно к проекту Закона «О порядке и проведении мирных собраний в Республике Казахстан», опубликованный на сайте legalacts.egov.kz 07.02.2020г. Поправки и дополения пп. 6) ст. 1 исключить, так как организатор мирного собрания не может заранее предугадать точного, даже предполагаемого количества участников мирного собрания, а также для проведения массового митинга достаточно уведомительный характер. п 2) ст.4 исключить фразу (заявление о получении согласования), поскольку процедура согласования является фактическим обращением за разрешения, что противоречить Конституции, а также международным стандартам. Положения законопроекта не должны вступать вопиющие противоречие с положениями Конституции. Граждане не обязаны согласовывать реализацию своих Конституционных прав с акиматами. Поэтому оставить только уведомительный порядок. пп.6 п.1 ст.5 уточнить, какие стандарты и нормы применяются при использовании звукоусиливающих техсредств. пп.пп. 9), 10) п.2 ст.5 исключить, данные подпункты требуют от организаторов определить предельную заполняемость по норме, что является абсурдным. пп. п.2 ст.5 исключить фразу — «обеспечивать сохранность зеленых насаждений». Поскольку представляется абсолютно невозможным, если кто-то из участников, например, наступит на газон. пп.15 п.2 ст.5 исключить Организатор не может и не обязан быть одновременно фотографом или видеоператором, так как не входит в обязанности организатора. пп.2) п.3 ст.5 исключить фразу -совершать действия о препятствовании передвижению «не участников» Поскольку любое скопление людей могут создать временную помеху, так же как например концерты на площадях в дни празднования… пп.3) п.5 ст.4 исключить если гражданин понес уже административное наказание, у него должно быть право на организацию митинга. пп. 1 п.3 ст.8 исключить фразу-норма предельной заполняемости пп.4 п.4 ст. 8 исключить фразу -иные специальные места и время Данная норма ставить организаторов слишком в зависимое положение от МИО, что противоречит Конституции. п. 3 ст.9 уточнить! Расплывчатость данной нормы может позволить МИО злоупотребить своим доминирующим положением. п.1 ст. 10 УДАЛИТЬ фразу — форму пикетирования. пп.1 п.2. ст.10 изменить Ввести разумный срок для уведомления, поскольку указанный срок в законопроекте слишком длительный (возможно на какие-то событие, нужно будет реагировать срочно). пп.6 п.3 ст. 10 исключить пп.9 п.3 удалить фразы — организации обеспечения медицинской помощи, пожарной безопасности Данные фразы возлагают на организаторов чрезмерную ответственность за принятые мер по проведению митингов, мирных собрании, а также навязывают организатором функции государственных органов. пп.3 п.1 ст.11 пересмотреть Не все указанные перечни обоснованны для изменения место и времени для проведения митингов ст.ст. 12,13 исключить ст.15 исключить Агитация не является с выражением протеста или недовольства, а является лишь пропагандой. абзац 3. пп.8 п.1 ст.14 исключить Предоставить права на организацию мирных собраний и митингов лицам без гражданства, иностранцам постоянно проживающим в РК, поскольку в случае нарушения закона ими, они носят одинаковая ответственность наравне с гражданами РК. пп.11 п.1 ст.14 исключить пп.4 п.1 ст.18 исключить Организаторы не могут гарантировать установленное количество участников, поскольку этот процесс может быть спонтанным и выйти за пределами контроля организаторов. Дополнения: Исключить положения, требующие от организаторов выполнения обязанностей правоохранительных органов. Организаторы не должны нести ответственность за правонарушения отдельных лиц или провокаторов. МИО совместно с органами внутренних дел обязаны оказывать содействие организаторам в обеспечении охране правопорядка и безопасности лиц при проведении митингов, собрания. За нежелательные последствия митингов, должны нести ответственность, органы выполняющие государственные функции и каждое отдельное лицо за свои противоправные поступки Считаем, что социальная напряжения достигла критического уровня и принятие данного проекта закона повлечёт негативные последствия, усилит радикальные убеждения и может привести к массовым беспорядком. Просим предоставить компетентный полный ответ на данное письмо гражданское движение РОО «АНН» по адресу: г. Нур-Султан, ул. Манаса 6/1, кв. 126. Контакты: 1. Баекин Жанбура Ботаевич, 8701 082 97 77 2. Султаева А.И., 8702 157 33 76 3. Атькен У., 8 777 753 133 4. Абдикаликова А., 8701 400 99 05 5. Сеитов Т.Ж. 8 705 166 8282 Благодарим за комментарий к проекту Концепции. Необходимо отметить, что в международной практике существуют различные подходы к проведению мирных собраний. В некоторых странах, например, Японии, Швеции, Сингапуре необходимо получения разрешения властей. В странах с уведомительным порядком проведения мирных собраний также необходимо направление уведомления в правоохранительные или местные органы за определенное время до даты проведения. При этом органы государственной власти могут отказать в проведении мирного собрания по различным основаниям, в первую очередь в целях общественной безопасности. В свою очередь, проведение мирных собраний потребует необходимое для подготовки и организации, а также обеспечения общественной и пожарной безопасности, обеспечения участников иной помощью. Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Проектом закона предусматривается введение понятия журналист, а также закрепление прав, обязанностей, журналистов. Кроме того, уполномоченный органом в области средств массовой информации будут утверждены Правила деятельности журналистов. Также для журналистов будут установлены отличительные знаки. Проектом закона будет установлен механизм рассмотрения поступивших уведомлений или заявлений. Проектом закона будет установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний. При этом решение должно быть обоснованным и мотивированным. Также проектом закона предоставлено право на обжалование решений об отказе в проведении мирного собрания. Кроме того, в случае занятости места будет предлагаться иное альтернативное место. Проектом закона будут установлены права и обязанности как участников, так и организаторов мирных собраний. При этом проектом закона установлено, что специализированные места будут установлены в центральных частях населенных пунктов. Таким образом, будет решен вопрос о проведении мирных собраний в «отдаленных местах». Проектом закона будет предоставлено право организаторов на сбор подписей под требованиями и другими обращениями граждан. При этом порядок рассмотрения обращений граждан урегулирован законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц». Касательно подпункта 6) статьи 1, подпункта 4) статьи 4 проекта закона (согласование) Проектом закона предусматривается введение регламентированного порядка проведения мирного собрания для шествий, демонстраций, митингов и собраний, при участии более двухсот пятидесяти человек. Введение регламентированного порядка связано с вопросами обеспечения общественной безопасности. Кроме того, при проведении шествий и демонстраций необходимо обеспечить перекрытие улиц, проезд транспорта по альтернативным маршрутам, извещение граждан о временных неудобствах при передвижении. В некоторых странах для проведения мирных собраний необходимо получение разрешения властей. Касательно подпункта 6) пункта 1 статьи 5 Данное предложение учтено. Будет сделана ссылка на законодательство Республики Казахстан. Касательно подпункта 9), 10) пункта 2 статьи 5 (обязанности по предельной заполняемости). Данные предложения учтены. Исключены данные обязанности из проекта закона. Касательно подпункта 11) пункта 2 статьи 5 (обязанность организатора обеспечивать сохранность зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений, а также иного имущества). Поскольку мирные собрания будут проводиться в общественных местах, то целесообразно, что организатор будет обеспечивать сохранность не принадлежащего ему имущества. В свою очередь, для участников также установлены обязанности по обеспечению сохранности зданий, сооружений, малых архитектурных форм, зеленых насаждений, а также иного имущества. Касательно подпункта 15) пункта 2 статьи 5 (обязанность организатора по требованию государственных органов и (или) их должностных лиц предоставлять фотосъемку и видеозапись мирных собраний). Необходимо отметить, что организатору предоставлено право осуществлять фотосъемку и видеозапись мирных собраний. Однако данная обязанность применима только в случаях установленных законодательством, например при установлении каких-либо нарушений при проведении мирного собрания. Касательно подпункта 2) пункта 3 статьи 5 (запрет совершать действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленных насаждений и малых архитектурных форм, и иного имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях). Согласно проекту закона установление специализированных мест будет осуществляться в центральных частях населенных пунктов. В этой связи, в период проведения мирного собрания возможно нахождение в данных местах граждан, не участвующих в мирных собраниях. Таким образом, данная норма необходима для обеспечения прав граждан, не участвующих в мирных собраниях. Поскольку мирные собрания будут проводиться в общественных местах, то целесообразно, что организатор будет обеспечивать сохранность не принадлежащего ему имущества. Касательно подпункта 3) пункта 5 статьи 5 (запрет на право быть ороанизатором гражданину Республики Казахстан, ранее неоднократно подвергнувшийся к административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан). Данное предложение учтено, исключено из проекта закона. Касательно подпункта 1) пункта 3 статьи 8 (установление компетенции местных представительных органов определяет специализированные места для проведения мирных собраний, порядок использования специализированных мест, нормы их предельной заполняемости). Данная компетенция необходима для обеспечения общественной безопасности, так как специализированные места будут предназначены для участия в мирных собраниях большего количества людей. Вместе с тем, специализированные места будут иметь четкие границы, что при большом скоплении людей может привести к образованию угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. В этой связи, предлагается также установить нормы предельной заполняемости, что позволит также установить несколько специализированных мест в черте населенных пунктов. Касательно подпункта 4) пункта 4 статьи 8 (предложение альтернативных мест). На практике может возникнуть ситуация, когда в непосредственной близости от специализированного места проводятся иные культурные, спортивные, религиозные и иные массовые мероприятия. Проведение различных мероприятий в ограниченном пространстве может привести к угрозе жизни и здоровью, общественной безопасности. Касательно пункта 3 статьи 9 (проведение мирных при поступлении заявок на одно и тоже время). Данная норма направлена на регулирование проведения мирных собраний при поступлении одновременно нескольких заявок на одно и тоже место в одном и том же месте. При наступлении такого случая будет предусмотрен принцип очередности по времени. Касательно пункта 1 статьи 10 (исключение из уведомительного порядка пикетирования). Пикетирование является одной из форм выражения мнения. При этом целью пикета может являться призыв к осуществлению каких-либо незаконных действий, разжиганию какой-либо розни. Касательно подпункта 1) пункта 2 статьи 10 (сокращение сроков рассмотрения уведомления). Для подготовки проведения мирного собрания необходимо задействовать местные исполнительные органы, правоохранительные органы, службы жизнеобеспечения, а также подготовить специализированное место, что требует временных затрат. Касательно подпункта 6) пункта 3 статьи 10 (предполагаемое количество участников). Для подготовки проведения мирного собрания необходимо задействовать местные исполнительные органы, правоохранительные органы, службы жизнеобеспечения, а также подготовить специализированное место. При этом количество занятых на мирном собрании служб зависит от количества участников, которые примут участие в мирных собраниях. Касательно подпункта 6) пункта 3 статьи 10 (формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, пожарной безопасности, намерение использовать звукоусиливающие технические средства, плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, транспортные средства в случаях, предусмотренных настоящим Законом, при проведении мирных собраний). Необходимо отметить, что организатор планирует проведение мирного собрания с участием группы граждан. Данное требование не является новеллой в мировой практике. Например, в Нью-Йорке организатор должен обеспечить страхование ответственности в размере до $ 1 000 000, кроме этого организатору необходимо получить обязательное согласование департамента полиции, пожарного, медицинского, транспортных и других служб Касательно подпункта 3) пункта 1 статьи 11 (предложения об изменении места и времени). На практике может возникнуть ситуация, когда в непосредственной близости от специализированного места проводятся иные культурные, спортивные, религиозные и иные массовые мероприятия. Проведение различных мероприятий в ограниченном пространстве может привести к угрозе жизни и здоровью, общественной безопасности. Касательно исключения статей 12, 13. Проектом закона предусматривается введение регламентированного порядка проведения мирного собрания для шествий, демонстраций, митингов и собраний, при участии более двухсот пятидесяти человек. Введение регламентированного порядка связано с вопросами обеспечения общественной безопасности. Кроме того, при проведении шествий и демонстраций необходимо обеспечить перекрытие улиц, проезд транспорта по альтернативным маршрутам, извещение граждан о временных неудобствах при передвижении. В некоторых странах для проведения мирных собраний необходимо получение разрешения властей. Касательно исключения статьи 15 (агитация). В данном случае речь не идет только о протестных акциях. Данное право позволит организатору информировать граждан, СМИ о проведении мирного собрания и привлечь внимание к каком-либо актуальному вопросу общественной жизни. Касательно исключения подпункта 8) пункта 1 статьи 14 (финансирование иностранцами, лицами без гражданства и иностранным юридическим лицам). Согласно статье 39 Конституции право участия в мирных собраниях предоставлено только гражданам Республики Казахстан. Касательно исключения подпункта 11) пункта 1 статьи 14 (если предполагаемое количество участников превышает нормы предельной заполняемости специализированных мест для проведения мирных собраний). Специализированные места будут предназначены для участия в мирных собраниях большего количества людей. Вместе с тем, специализированные места будут иметь четкие границы, что при большом скоплении людей может привести к образованию угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Касательно исключения подпункта 4) пункта 1 статьи 18 (основание для прекращение – превышение количества). При превышении количества участников необходимо большее количество сотрудников оргнов внутренних дел, иных служб. Превышение количества участников, указанного в уведомлении или заявлении может привести к угрозе жизни и здоровью участников мирного собрания, а также иных лиц, не участвующих в проведении мирного собрания. По дополнениям Касательно исключения положений об исполнении организаторами требований правоохранительных органов В данном случае речь идет о законных требованиях правоохранительных органов, направленных на обеспечение общественного порядка. Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Касательно обеспечения МИО совместно с органами внутренних дел обеспечния общественного порядка. Обеспечение общественного порядка будет осуществляться в соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Касательно индивидуальной ответственности. Действующим процессуальным законодательством предусмотрена индивидуальная ответственность за совершаемые правонарушения. Касательно социальной напряженности при принятии законопроекта Принятие законопроекта приведет к более эффективному урегулированию общественных отношений в области проведения мирных собраний, а также обеспечит правовую основу гражданам Республики Казахстан на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. 0 0
НПА Какой бы ни был митинг, во избежании каких либо недоразумений такой закон думаю нужен Чтобы каждый не стал гнуть лишь выгодную лишь ему линию. Чисто мое мнение Благодарим за комментарий к проекту Концепции 0 0
НПА Я не верю? что в Казахстане могут проходить мирные митинги. Все протестные моменты у нас заканчивались не очень мирно. Не нужно сравнивать с Европой, там могут пройти тысячи человек и не будет ни одного разбитой витрины и сломанного носа. И нам пока до этого далеко. Благодарим за комментарий к проекту Концепции 0 0
НПА Неужели и вправду продвигается концепция "слышащего государства"... отличная инициатива, будем воспитывать политическую культуру молодого поколения - в случае возникновения определенных вопросов у граждан, у них будет возможность заявить о своей проблеме и своей активной гражданской позицией повлиять на решение проблем! Благодарим за комментарий к проекту Концепции 0 0
НПА Істеп жатқандары дұрыс қадам. Әлемдік тәжірибеде бар зат. Европада, жалпы шет елдерде митингке қатысты заңдар бұдан да қатал. Сол үшін шүкір етейік. Тұжырымдаманың жобасына түсініктеме үшін алғыс айтамыз 0 0
НПА Когда Глава государства говорил об уведомительном порядке проведения митингов, он отмечал, что «митинги допустимы при условии, если они не нарушают закон, не нарушают общественный порядок и не мешают покою граждан». Для того, чтобы митинги не нарушали общественный порядок, властям необходимо провести ряд мер, направленных на обеспечения безопасности граждан, как участвующих в митинге, так и для рядовых граждан, находящихся вблизи проведения мирного собрания. Кроме того, есть устоявшаяся практика обеспечения безопасности граждан на спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях с количеством участников более 200 человек. Это норма существует в законодательстве (Инструкция по обеспечению безопасности проведения спортивных и спортивно-массовых, зрелищных культурно-массовых мероприятий). Тут есть вопросы безопасности в новом законопроекте. Кроме того, во многих странах с развитой демократией, действует принцип разрешительного характера даже для одиночного пикета. Благодарим за комментарий к проекту Концепции. 0 0